13.00.00
Педагогические науки в себя включают следующие направления (код / название специальности):
Код / шифр | Название специальности |
13.00.01 | Общая педагогика, история педагогики и образования |
Области исследований: | |
Методология педагогических исследований (мировоззренческие основания исследований; исследовательские подходы к развитию педагогической науки, их сочетаемость и границы применимости; методы педагогических исследований; развитие предметной области педагогики; педагогическое науковедение; специфика междисциплинарных связей в педагогических исследованиях; диалектический характер взаимосвязи педагогической науки и образовательной практики; методологическое обоснование прогностических исследований; методологическое обоснование крупномасштабных коллективных исследований; качество педагогических исследований) | |
История развития педагогической науки и образовательной практики (анализ исторического развития практики образования; становление и развитие научно-педагогических идей, концепций, теорий; монографическое изучение педагогического наследия выдающихся педагогов прошлого; история этнопедагогики; развитие педагогической лексики и терминологии) | |
Педагогическая антропология (концепции воспитания, обучения и социализации личности средствами образования; педагогические системы /условия/ развития личности в процессе обучения, воспитания, образования). | |
Теории и концепции обучения (закономерности, принципы обучения ребенка на разных этапах его взросления; индивидуализация и дифференциация образования; типы и модели обучения, границы их применимости; образовательные технологии; концепции развития учебно-методического обеспечения процесса обучения и средств обучения; специфика обучения на разных уровнях образования) | |
Теории и концепции воспитания (социокультурная обусловленность воспитания; закономерности, принципы воспитания ребенка на разных этапах его взросления; ценностные основания построения процесса воспитания, педагогические системы воспитания; этнопедагогические концепции воспитания; взаимосвязь воспитания личности и развития коллектива (сообщества); детское движение и организации; дополнительное образование как средство воспитания личности) | |
Концепции образования (социокульутрная обусловленность динамика образования; социальные эффекты образования; концепции интеграции учащихся в новую социальную среду средствами образования; качество образования и технологии его оценивания; технологии создания и развития образовательной среды; непрерывное образование; образование взрослых; инновационные процессы в образовании; управление образовательными системами; теория и практика дистанционного и медиа-образования; взаимосвязь формального, неформального и информального образования, базового и дополнительного образования) | |
Практическая педагогика (обобщение передового педагогического опыта; инновационное движение в образовании; опытно-экспериментальная деятельность образовательных учреждений; системные изменения профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе её сущности, структуры, функций; деятельность общественных организаций в сфере образования; социальное партнерство образовательных учреждений) | |
Сравнительная педагогика (состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики, теории и практики образования в различных странах и регионах мира; соотношение всеобщих тенденций развития образования, национальной и региональной специфики, возможности, обоснование и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования ими зарубежного опыта, выявление лучших практик в области образования) | |
Междисциплинарные исследования педагогических аспектов образования (исследование различных направлений развития образования на основе интеграции различных научных областей знаний; исследование педагогической деятельности в контексте социально-философской антропологии; актуализация педагогической составляющей социальных процессов) | |
13.00.02 | Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) |
Области исследований: | |
Методология предметного образования:
— история становления и развития теории методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования; — вопросы взаимодействия теории, методики и практики обучения и воспитания с отраслями науки, культуры, производства; — тенденции развития различных методологических подходов к построению предметного образования; — проблемы разработки теории предметного обучения и воспитания, в том числе на междисциплинарном уровне; — возможности и ограничения применения общенаучных методов познания в методических системах предметного обучения; — специфика познания при усвоении содержания образовательных областей, дисциплин, предметов, курсов; — общие закономерности образовательного процесса в условиях реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий; — прогнозирование развития методических систем по различным образовательным областям, дисциплинам, предметам, курсам. Анализ инновационной и опытно-экспериментальной педагогической деятельности как источник развития методологии, теории и методики обучения и воспитания по областям знаний и уровням образования; — анализ зарубежного опыта предметного образования и разработка путей его использования в отечественном опыте обучения. |
|
Цели и ценности предметного образования:
— разработка целей предметного образования в соответствии с изменениями современной социокультурной и экономической ситуации в развитии [информационного общества, массовой глобальной коммуникации] общества; — развивающие и воспитательные возможности учебных дисциплин, в том числе при использовании информационных технологий; — проблемы формирования положительной мотивации учения, мировоззрения, научной картины мира, соотношений научной и религиозной картин мира у субъектов образовательного процесса; — профориентационные возможности различных образовательных областей в общеобразовательной школе; — аксиологическое обоснование учебных предметов в структуре образования в разных областях и на разных уровнях образования. |
|
Технологии обеспечения и оценки качества предметного образования:
— проблемы мониторинга оценки качества обучения и воспитания по разным предметам и на разных уровнях образования; — теоретические основы созданиями использования новых педагогических технологий и методических систем обучения, реализованных на базе информационных и коммуникационных технологий, обеспечивающих развитие учащихся на разных ступенях образования; — теоретическое обобщение передового опыта обучения и воспитания; — сравнительные исследования теории и методики предметного образования в различных педагогических системах; — оценка профессиональной компетентности учителя-предметника; — различные подходы к разработке постдипломного образования учителя-предметника; — разработка содержания предметного образования; — теория и практика разработки государственных образовательных стандартов различных уровней и областей предметного образования; — разработка методических концепций содержания и процесса освоения образовательных областей; — взаимосвязь, преемственность и интеграция учебных предметов и дисциплин в структуре общего и профессионального образования; — проблемы моделирования структур и содержания учебных курсов; — теория, методика и практика разработки учебных программ разных типов и уровней; — теория, методика и практика информатизации образования; -разработка учебных программ по предметам для образовательных учреждений разного вида и уровня образования; — анализ эффективности реализации учебных программ различного уровня и содержания; — технология создания учебных программ в системе основного и дополнительного образования; — методическая эволюция учебных программ; — методы, средства, формы и технологии предметного обучения, воспитания и самообразования; — история становления, анализ эффективности, классификация, оптимизация, разработка, практическое внедрение методов и технологий предметного обучения, воспитания и самообразования; — проблемы разработки новых методических систем обучения и воспитания в соответствии со стратегическими направлениями информатизации и модернизации отечественного образования; — теория и методика использования технических средств обучения в различных областях знания и на разных уровнях образования; — проблемы теории и практики создания учебно-методических комплексов; — разработка методических требований к новому поколению учебной литературы по предмету; — проектирование предметной среды образовательных учреждений разного типа и уровня образования; — теория и методика разработки электронных образовательных ресурсов систем предметного образования и экспертиза их педагогико-эргономического качества; — теория, методология и практика создания и использования обучающих, диагностирующих систем и методик, в том числе электронных средств образовательного назначения; — теория и практика разработки информационной среды управления образовательным процессом на базе информационных и коммуникационных технологий; — теоретико-методологические основы разработки и применения научно-методического обеспечения систем педагогического образования, реализующих возможности информационных и коммуникационных технологий; — проблемы конструирования содержания, методов и организационных форм предметного обучения и воспитания в современных условиях информационного общества и глобальных коммуникаций; — анализ положительных и отрицательных последствий (в образовательном аспекте) использования информационных и коммуникационных технологий в предметном обучении на разных уровнях образования; — разработка средств и систем автоматизации процессов обработки результатов учебного исследовательского эксперимента. |
|
Теория и методика внеурочной, внеклассной, внешкольной учебной и воспитательной работы по предметам:
— теория и практика руководства самодеятельным творчеством; — теория и методика дополнительного образования по предмету; — методика организации предметных олимпиад, конкурсов, общественных инициатив; — разработка вариативных форм взаимодействия общего и дополнительного образования по предмету; — подготовка учителя-предметника к работе в системе дополнительного образования; — подготовка педагогических кадров в области информатизации образования |
|
13.00.03 | Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) |
Области исследований: | |
Теория и методология коррекционной педагогики | |
Анализ и прогнозирование развития систем обучения и воспитания детей с различными отклонениями и нарушениями развития | |
История теории и практики коррекционной педагогики | |
Педагогические аспекты комплексного выявления и дифференциации отклонений и нарушений развития (врожденных и приобретенных) у детей и взрослых в контексте задач комплексной коррекционной помощи | |
Проблемы педагогических классификаций различных категорий детей с отклонениями и нарушениями в развитии (педагогических компонентов комплексных классификаций) | |
Проблемы педагогической коррекции вторичных отклонений и нарушений развития в контексте общего психосоциального развития и образования детей, подростков, детей и взрослых с различными первичными отклонениями в развитии | |
Определение содержания особых образовательных потребностей детей, подростков и взрослых с различными отклонениями и нарушениями развития | |
Разработка систем ранней (с первого года жизни) комплексной помощи (специфической и неспецифической) детям с различными отклонениями и нарушениями развития | |
Разработка систем дошкольного воспитания и обучения детей с различными отклонениями и нарушениями развития (специального и совместного с нормально развивающимися сверстниками) | |
Разработка систем школьного обучения и воспитания детей с различными отклонениями и нарушениями развития (специального и совместного с нормально развивающимися сверстниками) | |
Общеобразовательная и профессиональная подготовка и переподготовка взрослых с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью) | |
Теория и практика разработки и применения компьютерных инструментов развивающего и коррекционно-направленного обучения детей, подростков и взрослых с различными отклонениями и нарушениями развития | |
Разработка систем обучения и воспитания детей с измененным функциональным статусом вследствие применения новейших достижений медико-биологических технологий | |
Реконструкция систем подготовки и переподготовки кадров специалистов на основе внедрения современных достижений теории и практики коррекционной педагогики | |
Проблемы включения семьи в систему комплексной (медико-психолого-педагогической) помощи детям, подросткам и взрослым с различными отклонениями и нарушениями развития | |
Проблемы взаимодействия педагогов с психологами и врачами, осуществляющими выявление, дифференциальную диагностику и коррекционную помощь детям, подросткам и взрослым с различными отклонениями и нарушениями развития | |
13.00.04 | Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры |
Области исследований: | |
1. Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры.
1.1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы физической культуры: — пути усиления значимости физической культуры в современном обществе; — научное обоснование структуры и содержания базовых компонентов системы физической культуры; — физическая культура как часть общей культуры; — физическая культура как социальное явление; — историко-логические и теоретические исследования эволюции научных знаний в области физической культуры; — прогнозирование развития системы физической культуры в государстве и международном сообществе; — дидактические проблемы физической культуры; — факторы, условия и закономерности направленного физического развития и — совершенствования людей, входящих в различные социально-демографические и нозологические группы. 1.2. Управление в системе физической культуры: — менеджмент в системе физической культуры; — маркетинг в системе физической культуры; — управление физкультурным движением; — управление физкультурной организацией; — управление физической культурой в государстве, регионе, республике, — городе, области, районе, отдельном населенном пункте. 1.3. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств): — средства и методы развития и совершенствования, корригирования и поддержания силовых, скоростных и координационных способностей (качеств), гибкости, общей аэробной и специфической выносливости; — закономерности формирования двигательных навыков и умений; — содержание и методика формирования простых и сложных двигательных навыков и умений; — взаимосвязь и интерференция, взаимодействие и взаимовлияние двигательных (физических) способностей (качеств) и двигательных навыков; — общие и специфические закономерности переноса в формировании двигательных навыков и развитии двигательных (физических) способностей (качеств); — динамика развития двигательных (физических) способностей (качеств); — закономерности развития и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств), простых и сложных двигательных навыков в онтогенезе; — сенситивные периоды в развитии двигательных (физических) способностей (качеств) и двигательных навыков. 1.4. Средства и методы физической культуры в целях профилактики вредных привычек, укрепления здоровья, закаливания организма, повышения устойчивости человека к неблагоприятным факторам природной среды и экстремальным условиям жизнедеятельности. 1.5. Нормативная база физической культуры. |
|
2. Теория и методика физического воспитания.
2.1. Теоретико-методологические и историко-логические проблемы физического воспитания: — дидактические проблемы базового физического воспитания; — психолого-педагогические технологии в системе физического воспитания; — методологические аспекты формирования нормативной основы физического воспитания; -управление системой физического воспитания. 2.2. Физическое воспитание в системе дошкольного, среднего, среднеспециального и высшего образования: -направленность, содержание и методика физического воспитания в системе дошкольного, среднего, среднеспециального и высшего образования; — особенности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) способностей (качеств), формирование двигательных навыков и умений в системе дошкольного воспитания, среднего, среднеспециального и высшего профессионального образования; — оптимизация профессиональной деятельности специалиста физической культуры в дошкольных, средних, среднеспециальных и высших учебных заведениях; — физическое воспитание как средство становления личности. |
|
3. Теория и методика спорта.
3.1. Спорт как социальное явление: — социальные, воспитательные и педагогические функции спорта; — историко-логические тенденции эволюции и преобразования научных знаний в области спорта; — международное олимпийское движение (закономерностей развития, функционирования и управления); — история развития отдельного вида спорта. 3.2. Система подготовки спортсменов. 3.2.1. Методологические концепты построения общей теории подготовки спортсменов и ее реализация на практике: — методологические аспекты построения теории подготовки спортсменов; — научные направления совершенствования системы подготовки спортсменов. 3.2.2. Соревновательная деятельность в спорте: — стратегия и тактика соревновательной деятельности; — структура соревновательной деятельности; — управление соревновательной деятельностью; — соревновательная деятельность спортсменов военнослужащих. 3.2.3. Общие основы подготовки спортсменов: — адаптация в спорте и закономерности её формирования у спортсменов; — адаптация основных функциональных систем организма к специфическим нагрузкам отдельных видов спорта; — энергообеспечение двигательной деятельности в спортивной тренировке; — нагрузки в спорте и их влияние на организм спортсменов; — утомление и восстановление в системе подготовки спортсменов; — формирование долговременных адаптационных реакций в многолетней и годичной подготовке; — основы управления произвольными движениями; — средства, методы и принципы спортивной подготовки. 3.2.4. Технико-тактическая и психологическая подготовка спортсменов: — техническая подготовленность и техническая подготовка спортсменов; — тактическая подготовленность и тактическая подготовка спортсменов; — психологическая подготовка и психологическая подготовленность спортсменов. 3.2.5. Двигательные (физические) способности (качества) и физическая подготовка спортсменов: — скоростные способности, методика их развития и совершенствования; — силовые способности и силовая подготовка; — координационные способности, методика их развития и совершенствования; — гибкость, методика ее развития и совершенствования; — выносливость, методика ее развития и совершенствования. 3.2.6. Макроструктура процесса подготовки спортсменов: — структура, содержание и направленность многолетнего процесса подготовки спортсменов; — структура, содержание и направленность подготовки спортсменов в годичном цикле тренировочного процесса. 3.2.7. Микро- и мезоструктура процесса подготовки спортсменов: — построение программ микроциклов; — построение программ мезоциклов. 3.2.8. Отбор, ориентация, управление и контроль в системе подготовки спортсменов: — отбор и ориентация спортсменов в системе многолетней подготовки; — управление в системе подготовки спортсменов; — контроль в спортивной тренировке. 3.2.9. Моделирование и прогнозирование в системе подготовки спортсменов: — моделирование в спорте; — прогнозирование в спорте. 3.2.10. Экстремальные условия в системе подготовки и соревновательной деятельности спортсменов: — среднегорье, высокогорье и искусственная гипоксия в системе подготовки спортсменов; — спортивная подготовка и соревнования в условиях высоких и низких температур; — десинхронизация и ресинхронизация циркадных ритмов у спортсменов; — психолого-педагогические аспекты профилактики спортивного травматизма. 3.2.11. Внетренировочные и внесоревновательные факторы в системе подготовки и соревновательной деятельности спортсменов: — средства восстановления работоспособности спортсменов после напряженной соревновательной деятельности; — тренажеры в системе спортивной тренировки; — деятельность по борьбе с распространением допинга в спорте. 3.3. Система подготовки юных спортсменов: — методология юношеского спорта; — научные и методические основы управления процессом подготовки юных спортсменов; — программирование тренировочного процесса юных спортсменов; — содержание, методика и направленность тренировочного процесса юных спортсменов в отдельном виде спорта; — теоретические и прикладные аспекты построения учебного и тренировочного процесса в училищах олимпийского резерва и общеобразовательных школах-интернатах спортивного профиля. 3.4. Теория и организация массового спорта: — содержание, методы и организация массового спорта; — управление системой массового спорта; — факторы, принципы и пути усиления действенности массового спорта в обществе. 3.5. Система подготовки спортсменов военнослужащих: — методология военного спорта; — управление системой подготовки спортсменов военнослужащих; — теоретические и прикладные аспекты построения процесса спортивной подготовки в силовых ведомствах. |
|
4. Теория и методика профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих.
4.1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих: — средства и методы профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки для повышения устойчивости организма человека к неблагоприятным и отрицательным факторам профессиональной деятельности; — педагогические технологии в системе профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовке военнослужащих; — история развития и становления профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих. 4.2. Содержательная и нормативная основа системы профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих: — средства и методы развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и формирования прикладных двигательных навыков представителей различных, в том числе и воинских профессий; — взаимосвязь общефизических и профессионально-важных физических качеств; — перенос специальной физической тренированности; — этапность и периодизация развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков; -периодизация профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих; -управление процессом профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки военнослужащих. |
|
5. Теория и методика оздоровительной физической культуры.
5.1. Методология оздоровительной физической культуры: — дидактические основы оздоровительной физической культуры; — организационно-методические основы оздоровительной физической культуры; — управление системой оздоровительной физической культуры; — системные механизмы обеспечения различных слоев населения и возрастных групп оптимальными двигательными режимами в оздоровительных целях. 5.2. Оздоровительная физическая культура в процессе жизнедеятельности человека: — средства, формы и методы оздоровительной физической культуры; — содержание и методика оздоровительной физической культуры различных слоев населения и возрастных групп; — оздоровительная физическая культура в профилактике различных заболеваний. 5.3. Физкультурно-оздоровительные технологии: — содержание и направленность физкультурно-оздоровительных технологий; — системные механизмы конструирования физкультурно-оздоровительных технологий. |
|
6. Теория и методика адаптивной физической культуры.
6.1. Теоретико-методологические и методические проблемы адаптивной физической культуры: — цель, задачи, принципы и функции адаптивной физической культуры; — средства, методы и организационные формы адаптивной физической культуры; — программно-нормативные основы адаптивной физической культуры; — национально-этнические и религиозные особенности адаптивной физической культуры. 6.2. Проблемы физического образования и воспитания инвалидов и лиц с отклонением состояния здоровья всех социально-демографических и нозологических групп. 6.3. Виды адаптивного спорта, входящие в программы Олимпийских игр, игр специальной олимпиады и Всемирных игр глухих («тихих игр»), а также научное обоснование содержания и направленности новых видов спорта инвалидов. 6.4. Двигательная реакция, интегрированные программы, объединяющие определенный вид адаптивной физической культуры с искусством и творческой деятельностью инвалидов и лиц с отклонением состояния здоровья всех социально-демографических и нозологических групп. 6.5. Адаптивная физическая реабилитация, восстановление и совершенствование физического, психологического и социального здоровья инвалидов. |
|
7. Психология физической культуры.
7.1. Психологические закономерности физического воспитания молодежи. 7.2. Психология личности и деятельность учителя физической культуры. 7.3. Психологические аспекты ориентации и отбора в различные виды спорта. 7.4. Психология детского и юношеского спорта. 7.5. Психологические закономерности психического и физического совершенствования в процессе занятий массовым спортом (мотивация, формирование навыков, развитие физических, психических и нравственных качеств). 7.6. Психология соревнования в спорте высших достижений. 7.7. Психология личности и деятельности тренера. 7.8. Социально-психологические аспекты физической культуры. |
|
13.00.05 | Теория, методика и организация социально-культурной деятельности |
Области исследований: | |
Методология исследования социально-культурной деятельности (методология социально-культурной и социально-педагогической деятельности, в том числе их сущности, структуры, функций, принципов; тенденции развития различных методологических подходов к построению исследований; границы применения методологических подходов к исследованию социально-культурной деятельности; проектирование, прогнозирование, моделирование социально-педагогических процессов в учреждениях культуры, образования) | |
История социально-культурной деятельности (история становления и развития теории и практики социально-культурной деятельности; история становления социальной педагогики и социальной работы в контексте социально-культурной деятельности; история становления и развития различных субкультур и неформальных объединений молодежи и взрослых; история становления учреждений воспитания детей и взрослых) | |
Социальная педагогика как сфера социально-культурной деятельности (благотворительная деятельность как сфера социально-культурной деятельности; минимизация, прогнозирование, предупреждение социальных рисков; реабилитационная деятельность социального педагога; содержание деятельности социального педагога с различными категориями детей и взрослых; методы исследования в социальной педагогике, как области социально-культурной деятельности; кризисная педагогика в сфере социально-культурной деятельности – компонент социальной педагогики; содержание деятельности социального педагога, работающего в различных социально-культурных сферах) | |
Теории и концепции социально-культурной деятельности (категориальный аппарат социальной педагогики; концепции социальной педагогики; концепции, социализации, социального воспитания и социального развития; теории социально-культурной деятельности; теории информатизации социально-культурной деятельности; теории управления социальными и социально-педагогическими системами) | |
Практика социально-культурной деятельности (российский опыт социально-культурной и социально-педагогической деятельности; педагогические методы, методики, технологии социально-культурной деятельности; методы социального взаимодействия, социального управления, в учреждениях культуры и образования (культурно-досуговых, социально-педагогических и национально-культурных центрах, в учреждениях дополнительного образования и др.); опыт организации и построения культурно-досуговых, педагогических и, национально-культурных центров, центров социального обслуживания, социальных организаций и учреждений дополнительного образования; опыт волонтерского движения молодежи и взрослых; опыт и технологии организации досуговой деятельности и свободного времени молодежи; социальные (социально-педагогические) технологии (социального развития личности, социального воспитания, сопровождения и поддержки различных категорий детей и взрослых, профилактики асоциальных проявлений детей и взрослых, технологии социального оздоровления, технологии согласия, модерации, поиска и стратегии социального управления и др.) | |
Качество социально-культурной деятельности (технологии и методы оценки качества социально-культурной и социально-педагогической деятельности; критерии, показатели, индикаторы оценки качества социально-культурной и социально-педагогической деятельности; мониторинг качества социально-культурной деятельности) | |
Междисциплинарные исследования социально-культурной деятельности с позиций социально–педагогической антропологии, педагогики, культурологи, социологии, психологии и др. (исследование различных направлений социально-культурной деятельности на основе интегративного, междисциплинарного подходов с позиций различных научных областей знаний; исследование социокультурной деятельности в контексте социально-педагогической, социально-философской антропологии; актуализация педагогической составляющей социально-культурной деятельности) | |
13.00.08 | Теория и методика профессионального образования |
Области исследований: | |
Методология исследований по теории и методике профессионального образования (научные подходы к исследованию развития профессионального образования, связи теории и методики профессионального образования с областями педагогической науки и другими науками; взаимосвязь теории и методики профессионального образования с практикой; методы исследования профессионального образования) | |
Генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования | |
Последипломное образование | |
Подготовка специалистов в высших учебных заведениях | |
Подготовка специалистов в учреждениях среднего профессионального образования | |
Подготовка квалифицированных рабочих в учреждениях профессионального образования | |
Внутрифирменная подготовка рабочих; дополнительное профессиональное образование | |
Переподготовка и повышение квалификации работников и специалистов | |
Непрерывное профессиональное образование | |
Подготовка специалистов в системе многоуровневого образования | |
Современные технологии профессионального образования | |
Образовательный менеджмент и маркетинг | |
Образовательная среда профессионального учебного заведения | |
Профессиональное обучение безработных и незанятого населения | |
Сравнительно-сопоставительный анализ профессионального образования в различных странах мира | |
Взаимодействие профессионального образования с рынком труда и социальными партнерами | |
Профессиональное воспитание: сущность, основные направления | |
Отбор и структурирование содержания профессионального образования | |
Гуманизация профессионального образования | |
Педагогические проблемы управления, финансирования и социально-экономического развития системы профессионального образования | |
Диагностика качества профессионального образования | |
Регионализация профессионального образования в условиях единого образовательного пространства | |
Проектирование локальных систем профессионального образования | |
Понятийный аппарат профессионального образования | |
Интеграционные процессы в профессиональном образовании | |
Проблемы изучения и реализации инновационного опыта профессионального образования | |
Профессиональный консалтинг и консультационные услуги | |
Система материального и морального стимулирования в области профессионального образования и профессиональной деятельности | |
Инновационные технологии в области профессионального образования | |
Механизмы взаимодействия образования, науки и производства | |
Профессиональное образование через всю жизнь | |
Государственно-общественный характер управления профессиональным образованием | |
Формирование профессионального мировоззрения | |
Уровни и типы учебных заведений профессионального образования | |
Интеграция общеобразовательной и профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования | |
Компетентностный подход в профессиональной подготовке специалиста |
Формула специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» 13.00.01:
Содержанием специальности 13.00.01 – «Общая педагогика, история педагогики и образования» является исследование проблем методологии педагогики, теории педагогики, истории педагогики и образования, педагогической антропологии, этнопедагогики, сравнительной педагогики и педагогического прогнозирования.
Области исследований отражают основные структурные компоненты научной специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», определяют перспективы ее развития, ориентированы на разрешение актуальных проблем развития системы образования.
Формула специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» 13.00.02:
Содержанием специальности 13.00.02 – «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» является разработка теоретико-методологических основ теории, методики и технологии предметного образования (обучения, воспитания, развития) в разных образовательных областях, на всех уровнях системы образования в контексте отечественной и зарубежной образовательной практики.
Области исследований и разработок отражают основные структурные компоненты научной отрасли «Теория и методика предметного образования», определяют перспективы ее развития, ориентированы на разрешение актуальных проблем развития образования.
Области знания: математика, физика, химия, литература, биология, социология, политология, русский язык, родной язык, русский язык как иностранный, иностранные языки, информатика, изобразительное искусство, история, обществознание, информатизация образования, культурология, экология, география, музыка, гуманитарные и общественные науки (уровень начального образования), естественно-математические науки (уровень начального образования), менеджмент.
Уровни: общего и профессионального образования.
Формула специальности «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)» 13.00.03:
Содержанием специальности 13.00.03 – «Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия)» является: -изучение особенностей развития детей, подростков и взрослых в условиях различных систем обучения и воспитания (с сенсорными, речевыми, интеллектуальными, эмоциональными, двигательными, множественными отклонениями и нарушениями в развитии врожденного и приобретенного характера; -создание педагогических (психолого-педагогических, клинико-педагогических) классификаций детей (с перечисленными выше отклонениями нарушениями развития); -разработка систем обучения и воспитания (целей, задач, содержания, «обходных путей», методов, приемов, средств, ИКТ, форм организации обучения и воспитания) детей и взрослых с перечисленными выше отклонениями и нарушениями в развитии; -теоретико-методологические основы и история коррекционной педагогики; -исследование педагогических условий, оптимальных для социализации и социальной адаптации детей, подростков и взрослых с вышеперечисленными отклонениями в развитии.
Формула специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» 13.00.04:
Специальность 13.00.04 – «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» определяет методологию физической культуры, основные направления фундаментальных и прикладных исследований по научному обоснованию её содержания и методики, нормативной основы, специфики управления и особенностей организации. Результаты этих исследований позволят расширить базовую основу физического воспитания, спорта, оздоровительной и адаптивной физической культуры, усилить её профессионально-прикладную направленность.
Формула специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» 13.00.05:
Содержанием специальности 13.00.05 – «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» является изучение педагогических основ становления, развития и функционирования социально-культурных систем; процессов социального управления образовательными, социально-культурными системами; процессов социализации, социального развития, инкультурации, социального взаимодействия на институциональном и индивидуальном уровнях; субкультур, неформальных объединений, учреждений дополнительного образования; проблем кризисной и социальной педагогики в контексте отечественной и зарубежной социально-образовательной практики.
Области исследования отражают основные структурные компоненты научной отрасли «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», определяют перспективы ее развития, ориентированы на разрешение актуальных проблем развития системы образования и институтов культуры.
Формула специальности «Теория и методика профессионального образования» 13.00.08:
Содержанием специальности 13.00.08 – «Теория и методика профессионального образования» является область педагогической науки, которая рассматривает вопросы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации во всех видах и уровнях образовательных учреждений, предметных и отраслевых областях, включая вопросы управления и организации учебно-воспитательного процесса, прогнозирования и определения структуры подготовки кадров с учетом потребностей личности и рынка труда, общества и государства.