Помощь в подготовке научных статей

8-800-333-87-10
  8 906 968 1740

zakaz@vakpro.ru

Меню

Психологические науки

19.00.00

Психологические науки в себя включают следующие направления (код / название специальности):

Код Название специальности
19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии
  Области исследований:
  Психическая жизнь и поведение человека. Соотношение поведения и деятельности. Детерминанты, определяющие психическую жизнь и поведение человека
  Разработка и анализ основ общепсихологического и историко-психологического исследования
  Эволюция психики в филогенезе
  Особенности психики и поведения разных видов животных
  Происхождение и развитие сознания и деятельности человека в антропогенезе, социогенезе и персоногенезе
  Историческое развитие психических процессов, сознания и личности
  Психофизическая проблема
  Сознание и познавательные процессы. Когнитивная психология
  Мышление, воображение. Эмоционально-смысловая регуляция мышления. Практическое мышление в сложных системах
  Ощущение и восприятие. Формирование перцептивных образов. Восприятие пространства, времени и движения. Мотивационная и смысловая регуляция восприятия. Образ мира: его структура и особенности
  Построение моделей психической реальности. Требования к психологическим моделям. Возможности моделирования психической реальности. Малопараметрические модели
  Внимание и память. Феноменология, основные теории и методы исследования внимания и памяти
  Психологические проблемы общения и коммуникации. Психолингвистика
  Психосемантика. Психология субъективной семантики. Психосемиотика. Психология смысла. Смысловая регуляция поведения личности. Психология экзистенциальных проблем. Психология жизни и смерти
  Эмоциональные процессы и состояния. Эмоциональная регуляция познавательных процессов и деятельности. Экспрессия человека. Семантика выражения эмоций. Телесные корреляты эмоций. Передача эмоциональных состояний. Диагностика эмоциональных состояний. Диагностика аффекта. Эмоциональная напряженность, фрустрация, стресс. Реакция на фрустрацию. Психология чувств. Психология переживания
  Волевые процессы. Структура воли. Воля и целеполагание. Феномен борьбы мотивов
  Мотивация, ее механизмы, формирование и функционирование. Потребности, мотивы, личностные ценности и ценностные ориентации, интересы, стремления. Нравственные ориентации. Классификация и диагностика потребностей и мотивов. Влияние мотивации на деятельность и познавательные процессы. Смыслообразование. Мотивация достижения. Мотивация служения. Направленность и ее системообразующая роль
  Сознание. Мировоззрение и смысложизненное самоопределение. Рефлексивные процессы. Состояния сознания. Измененные состояния сознания
  Бессознательное. Психологическая защита. Психология половых различий. Психология сексуальности
  Временная перспектива. Психологическое время. Антиципация и образы будущего. Вероятностное прогнозирование
  Психомоторные процессы. Время и точность реакции. Обратная связьв исполнительных процессах
  Операции, их освоение. Формирование и перенос навыка. Моторные структуры
  Деятельность, ее генезис, структура, динамика и регуляция. Виды деятельности. Психология активности. Надситуативная активность
  Действия. Цели и целеобразование. Задачи в структуре деятельности. Принятие решений. Уровень притязаний. Психология ошибки
  Способности. Одаренность. Талант и гениальность, их природа. Творчество, его психологические механизмы (художественное, научное, техническое и другие виды творчества). Развитие способностей
  Система ментальных качеств и их диагностика: способности, одаренность, интеллект, талант, гениальность
  Психогенетика и психология индивидуальных различий. Генетические предпосылки способностей
  Темперамент и характер. Диагностика темперамента. Структура и типология характера. Акцентуация характера, их диагностика
  Жизнестойкость, устойчивость и ситуативная обусловленность поведения. Черты личности, их диагностика. Психометрика. Конструирование и апробация опросников личностных черт
  Индивидуальный стиль деятельности. Стили общения, активности, саморетуляции. Когнитивные стили и когнитивный контроль. Эмоциональные стили
  Структура личности. Проблема индивидуальных различий и типология личности. Духовно-нравственная сфера личности. Соотношение внутреннего и внешнего мира человека. Направленность личности, жизненные и ценностные ориентации. Самосознание и самооценка. Образ Я. Идентичность личности. Поступок как личностная категория Движущие силы развития личности. Самоактуализация личности. Личностная зрелость. Норма и патология личности, Психологическое здоровье личности
  Индивид, личность, индивидуальность
  Проблема субъекта в психологии
  Жизненный путь, его структура и периодизация. Субъективная картина жизненного пути. Жизненная цель, жизненная задача, жизненный выбор. Образ жизни и стиль жизни
  Психология отношений. Психология установки
  Социальное конструирование психологических понятий. Психология научных открытий. Влияние социокультурного и исторического контекста на развитие психологических воззрений. Психологические воззрения в донаучный период развития психологии. История отечественной и зарубежной психологии. История отечественной и зарубежной психологии. Взаимообусловленность мировоззрения исследователя и его психологических воззрений
  Историческая психология. Этнопсихология
  Психология культурных явлений. Восприятие искусства и формирования художественных образов. Индивидуальные особенности восприятия искусства и художественной литературы
  Психологические процессы переработки информации. Информационные технологии и их влияние на сознание, и личность человека. Человек в системах искусственного интеллекта. Информационные и эмоциональные аспекты взаимодействия человека с компьютером. Познавательные процессы и общение в компьютерных сетях
  Методология и методы исследования в психологии. Основные теории и концепции развития деятельности, бессознательного, сознания и личности в психологической науке
  Теория и методология психологической науки. Взаимосвязь идеологии, методологии и теории. Разработка методов диагностики психических реальностей. Критерии оценки психологических теорий
19.00.02 Психофизиология
  Области исследований:
  История и методология психофизиологии:

—            психофизиология как наука о физиологических механизмах психических явлений и состояний. Проблема взаимосвязи между психическим и физиологическим. Законы психогенеза. Методология исследований в психофизиологии, системный подход и синергетика.

—            психофизиология в системе наук о человеке. Психофизиология и нейронауки;

—            ключевые проблемы психологии, (психофизическая, психофизиологическая, психогностическая, психосоциальная) и психофизиология.

  Методы психофизиологии:

—            организация психофизиологического исследования, его этапы. Специфика психофизиологического исследования. Особенности применения методов смежных наук в психофизиологии Проблема интерпретации физиологических данных в психологических терминах;

—            методы электроэнцефалографии (ЭЭГ) и вызванных потенциалов в психофизиологии;

—            связанные с событиями потенциалы мозга в психофизиологическом исследовании;

—            методы многомерного анализа в психофизиологии;

—            психофизические методы в психофизиологии;

—            методы спектрального анализа биоэлектрической активности мозга в психофизиологии;

—            локализация источников генерации ЭЭГ и вызванных потенциалов с использованием методов дипольного моделирования в психофизиологическом исследовании;

—            методы картирования структур и функций мозга в психофизиологии: функциональный ядерно-магнитный резонанс; позитронно-эмиссионная томография; магнитоэнцефалоскопия; локальный мозговой кровоток;

—            методы совмещения данных о фокусе биоэлектрической активности мозга, получаемых методом дипольного моделирования, со структурными томограммами мозга;

—            компьютерное обеспечение психофизиологического эксперимента;

—            методы исследования нейронной активности в психофизиологии;

—            косвенные (периферические) методы исследования функций мозга (ЭКГ, ЭМГ, ЭОГ, пневмография и др.);

—            методы воздействия на мозг и организм (биологическая обратная связь, сенсорные, электрические, магнитные воздействия и др.);

—            моделирование психических явлений;

—            системная психофизиология (теория функциональных систем; механизмы системной детерминации активности нейрона и мозга; системогенез.

  Классификация психических явлений и психофизиология.

—            Физиологическая база основных психических явлений. Локализационизм (атомизм) и структурализм (динамизм). Физиологические основания классификации психических явлений по временному критерию (процессы, состояния, свойства), по психическим сферам. Психическое явление как форма существования индивидуального сознания и его физиологическое основание. Категориальный строй психологии и психофизиология.

  Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов:

—            исследование и моделирование механизмов передачи информации в сенсорных системах;

—            «перцептивные пространства» и их использование в психофизиологии

—            для интеграции данных нейрофизиологии и психологии;

—            психофизиология целостного восприятия («гештальт-психофизиология»);

—            механизмы константности восприятия;

—            механизмы взаимодействия перцептивных (сенсорных) систем;

—            механизмы соотношения врожденных и приобретенных форм (механизмов) в процессах восприятия;

—            механизмы формирования сенсорных и перцептивных (сенсорноперцептивных) систем в онтогенезе, роль активирующих систем;

—            сенсомоторная интеграция в процессах обнаружения и распознавания.

  Функциональные состояния человека, эмоции, стресс и адаптация:

—            механизмы регуляции функциональных состояний человека;

—            механизмы ритмической активности мозга;

—            психофизиология сна;

—            психофизиология эмоциональных состояний;

—            механизмы выражения (экспрессии) эмоций;

—            психофизиология стресса;

—            психофизиология функциональных резервов организма;

—            психофизиология адаптации и работоспособности

  Когнитивная психофизиология:

—            механизмы специализации мозга в отношении когнитивных функций;

—            механизмы непроизвольного внимания и ориентировочный рефлекс;

—            механизмы произвольного внимания;

—            внимание и модулирующие системы мозга;

—            психофизиология памяти;

—            механизмы рабочей памяти;

—            механизмы декларативной и процедурной памяти;

—            нейронные механизмы памяти;

—            механизмы речи, развитие речи;

—            межполушарная асимметрия и речь;

—            мышление и функциональная асимметрия мозга;

—            механизмы интеллектуальных функций;

—            психофизиология нарушений речи и мышления.

  Системная психофизиология:

—            теория функциональных систем;

—            механизмы системной детерминации активности нейрона;

—            системогенез;

—            стохастические и динамические свойства больших интерактивных систем.

  Психофизиология развития и обучения:

—            механизмы формирования навыков;

—            психофизиология развития сенсорных и двигательных систем в онтогенезе;

—            психофизиология специализации межполушарных отношений в онтогенгезе;

—            нейронные механизмы пластичности;

—            участие генома в механизмах пластичности;

—            механизмы формирования способностей;

—            связь формирования структур мозга в онтогенезе с половыми и возрастными особенностями психических процессов и состояний;

—            психофизиология процессов развития и старения;

—            психофизиология речевого и интеллектуального развития;

—            психофизиология эмоционального развития;

—            депривация и нейропсихическое развитие;

—            обогащенная среда и нейрогенез;

—            системная психофизиология научения.

  Физиологические основы осознаваемых и не осозноваемых форм психического отражения:

—            психофизиологические парадигмы исследования сознания;

—            психофизиологические и нейрофизиологические механизмы сознания;

—            сознание и модулирующие системы мозга;

—            осознаваемое и неосознаваемое в деятельности мозга;

—            механизмы сознания и установка;

—            психофизиология защитного и овладевающего поведения.

  Психофизиологические механизмы движения:

—            механизмы инициации движения;

—            механизмы управления движением;

—            механизмы программирования и коррекции движений;

—            механизмы формирования схемы тела и системы внутреннего представления;

—            механизмы движений глаз;

—            функции движений глаз в процессах восприятия.

  Психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология):

—            физиологические основы индивидуальных различий;

—            механизмы соотношения общих свойств нервной системы и целостные характеристики индивидуальности;

—            психофизиология темперамента;

—            психофизиология характера;

—            генетические основы индивидуальных различий в психофизиологических свойствах и состояниях;

—            психофизиологические механизмы формирования индивидуальных различий;

—            биохимические основы индивидуальных различий.

  Психофизиология общения:

—            биологические основы социального (просоциального) поведения (доминирование, иерархия, альтруизм) и асоциального поведения (агрессия) человека;

—            психофизиологический статус лидера и подчиненного;

—            механизмы вербальной и невербальной форм коммуникаций;

—            психофизиология агрессии;

—            психофизиология восприятия лица, просодических свойств речи;

—            психофизиология витальных функций: сексуальное поведение, питание, самосохранение, психофизиология инстинктивного поведения.

  Прикладная психофизиология:

—            эргономическая психофизиология;

—            психофизиология профотбора и профпригодности;

—            психофизиология работоспособности и адаптации человека к экстремальным условиям деятельности;

—            психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности;

—            диагностика функциональных состояний;

—            механизмы формирования наркотической зависимости;

—            психофизиология взаимодействия «человек – компьютер»;

—            психофизиологическая диагностика тревожности, стрессоустойчивости и выявление групп риска;

—            психофизиологическая оценка эмоционального воздействия рекламы;

—            психофизиология в системе компьютерного обучения;

—            психофизиологическая коррекция функциональных состояний, биологическая обратная связь;

—            психофизиологическая экспертиза биологически активных соединений.

19.00.03 Психология труда, инженерная психология, эргономика
  Области исследований:
  Методологические основы изучения процессов развития человека как субъекта труда (работника), психологического содержания и закономерностей его трудовой деятельности
  Изучение теории психологических основ трудовой деятельности, классификация, проектирование трудовых постов, организационных условий профессий как областей приложения духовных и физических сил людей; анализ требований, предъявляемых видами труда к личным качествам людей (включая вопросы работы человека в сложных, высокотехнологичных автоматизированных системах и системе интернет); разработка профессиограмм разного назначения (в том числе, в интересах разработки образовательных стандартов) и обоснования требований, предъявляемых разными видами труда к свойствам психики людей
  Изучение профессионально ценных свойств (качеств) психики людей по отношению к определенным классам и видам труда: особенности личности, в том числе, ее направленность на определенный класс труда, ценностные ориентации, потребности, установки и мотивы, характерологические особенности, свойства познавательных, творческих и психомоторных процессов, эмоциональной и рациональной регуляции индивидуальной и коллективной деятельности, движений
  Изучение своеобразия психического склада (типичного и индивидуального) представителей разнотипных видов труда, профессий, профессиональных общностей (склад ума, особенности образа мира, установки на творческий или исполнительский труд, производительную или потребительную мотивацию труда, индивидуальный и групповой стиль работы и подобное)
  Условия и способы установления взаимного соответствия свойств психики человека и требований трудовой деятельности разного вида (профессиональный отбор и подбор, самовоспитание и саморегуляция работников; психологические аспекты подготовки и переподготовки работников, расстановки кадров сообразно их личным качествам). Методы, процедуры, критерии оценки, аттестации работников. Психологические основы и средства компенсации слабо выраженных у работников профессионально ценных свойств психики
  Теория и методы исследования профессионального мастерства и операционально-смысловых структур профессионального опыта (пространственных, временных, технологических, социальных). Психологические условия и способы формирования профессионализма работника как совокупности компетенций, духовных, нравственных и мировоззренческих основ человека как субъекта труда; трудовая мотивация, системы психологически обоснованного стимулирования трудовой деятельности в разных профессиях и на разных этапах трудовой жизни
  Проявления психики в сложных и опасных профессиях (включая военную и боевую деятельность, ошибки и отказы в деятельности по психологическим причинам, приводящие к снижению ее эффективности, к авариям, происшествиям, катастрофам, способы устранения этих причин, невротические срывы работников, профессиональные деформации личности, способы их предотвращения); формирование профессиональной и личностной надежности работников опасных профессий, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью
  Формирование профессиональной и человеческой (личностной) надежности представителей опасных профессий, условия и способы психологического обеспечения безопасности труда в разных видах труда (включая психологическую безопасность, как сохранение оптимальных состояний работников, их психического здоровья)
  Психологические особенности деятельности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов разного типа, лиц пожилого возраста, лиц с выраженными акцентуациями характера), психологическое обеспечение их трудоустройства (консультирование, профориентация, профотбор), способы поддержания их работоспособности, специфические требования к средствам труда, трудовым постам, внутренним и внешним условиям деятельности)
  Изучение психологических условий и путей установления взаимного соответствия личных качеств человека и требований профессии (самовоспитание и саморегуляция профессионалов, их консультирование; психологические вопросы переподготовки работников, проектирование средств труда и производственной среды сообразно психологическим особенностям и жизненным ориентациям человека, расстановка кадров сообразно их личным качествам, профподбор, профотбор и т.д.).
  Психологические аспекты смены профессий, способы оптимизации возникающих при этом внутрисубъектных состояний (применительно к случаям вынужденной перемены вида труда при частичной утрате трудоспособности, в случаях безработицы, существенных изменений привычных трудовых постов, средств и условий труда в связи с научно-техническим прогрессом и социально-экономическими трансформациями); предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а так же профессиональных рисков в различных видах деятельности
  Допрофессиональное развитие человека, формирование его как субъекта труда (возрастные закономерности развития психики в части формирования профессионально ценных свойств, психологические основы трудового воспитания, обучения, профориентации, профконсультирования, психологической помощи молодым людям при планировании ими трудового жизненного пути); закономерности трудового развития человека на начальных этапах антропогенеза, онтогенеза; установление периодов, границ сенситивности психики человека к развитию в качестве субъекта труда.
  Особенности изменений свойств психики человека как субъекта труда на разных этапах трудовой жизни (включая кризисы профессионального развития, связанные с профессиональным «выгоранием», сменой вида труда, уходом от привычной активной трудовой деятельности; проведение психологической реабилитации и восстановление профессиональной работоспособности сотрудников, способы предотвращения или снижения выраженности возникающих при этом неблагоприятных психических состояний); посттрудовая адаптация, связанная с прекращением трудовой деятельности.
  Закономерности информационного взаимодействия человека и технических устройств (в том числе, автоматизированных рабочих мест, компьютеров, мобильных телефонов и подобное), их использование для проектирования или оптимизации психологических структур деятельности и разработки их информационного обеспечения; построение моделей пользователей компьютеров как основы разработки «дружественных» интерфейсов
  Психологические основы изучения, разработки методов, процедур оценки, аттестации, диагностики профессиональной компетентности и профессионально важных качеств специалистов, повышения их квалификации, в том числе разработка концепций соответствующих учебных центров на основе психологического моделирования деятельности специалистов по решению ими трудовых задач (включая деятельность с использованием компьютерных технологий); изучение этапов, стадий развития, формирования человека как субъекта труда на разных возрастных этапах (включая вопросы кризисов профессионального развития, в частности, и в возрасте «отставки», ухода от привычной активной трудовой деятельности).
  Психологические проблемы конструирования, эксплуатации и производства сложных технических систем, проектирование средств труда (включая компьютеры и средства связи) и производственной среды сообразно психологическим особенностям человека. Психологические проблемы оптимизации использования компьютерных и коммуникационных систем, изучение особенностей функционирования операторов и операторских групп («команд»), включенных в управление сложными автоматизированными системами; разработка методов оптимизации их работы (на основе анализа процессов делового общения, распределения трудовых функций, координации движений, согласования, исполнения решений, формирования опыта работы в команде и подобное)
  Изучение и проектирование процессов формирования трудовых компетенций, в том числе путем тренажерной подготовки операторов для работы в сложных, высокотехнологичных системах, обучения работников стилю принятия решений в условиях неопределенности, конфликта, ситуациях неизбежного риска, тренажерной подготовки операторов для работы в сложных, высокотехнологичных системах.
  Психологические основы организации рабочего пространства (трудовых постов, рабочих мест) работника и групп работников (геометрические параметры пространства, компоновка средств труда и вспомогательного оборудования, организация информационных потоков; для групп – размещение членов группы), а также гигиенических условий в этом пространстве.
  Психологические особенности совместной деятельности работников в группе, комплектование групп по психологическим критериям, распределение функций между работниками, пути оптимизации деятельности (на основе анализа процессов делового общения, согласования и исполнения решений, формирования благоприятного психологического климата в группе и подобное).
  Исследование психологического содержания стадий развития организации, оценка необходимости и фасилитация организационных изменений, управление изменениями. Комплексное психологическое проектирование организаций. Психологические особенности деятельности работников в организационных системах, обусловленные, в том числе, взаимодействием между руководителями и подчиненными; условия возникновения производственных конфликтов и способы их конструктивного разрешения. Приемы психологического воздействия в процессе руководства людьми. Психологическое обеспечение оптимизации организационных структур в сфере труда
  Вопросы синтеза эргономических и антропологических (в частности антропометрических) подходов в целях оптимизации работы операторов и операторских групп, команд профессионалов, обеспечения оптимальной гигиенической (в широком смысле слова, включая и психогигиену) производственной среды; изучение, оценка и проектирование средств отображения информации об управляемых объектах и органов, средств управления объектами сообразно особенностям психики людей (включая и управление в организационных — социальных — системах); психологические проблемы построения критериев экспертного оценивания объектов, эргономического обеспечения организации рабочих мест, их материально-технического оснащения; разработка технических заданий на проектирование и создание нестандартного психологического инструментария и средств технического оснащения работы психолога — практика
  Изучение психологических и медико-социальных проблем, порожденных технологическим прогрессом. Оценка качества рабочей жизни. Изучение психологических факторов профессионального здоровья. Функциональные состояния работника в процессе трудовой деятельности; диагностика, коррекция, профилактика неблагоприятных состояний; психологические основы изучения, проектирования и оптимизация режимов труда и отдыха в разных видах деятельности, организации активного и пассивного отдыха
  Изучение, оценка и оптимизация трудовых процессов в разных профессиях, классификация и оптимизация субъективных (концептуальных, образных, интуитивных и т.п.) моделей управляемых, обрабатываемых объектов, производственных ситуаций в работе различных профессионалов. Оптимизация временной, пространственной и технологической структуры трудовой деятельности
  Своеобразие мышления (решения задач) представителями разнотипных профессий, построения движений (в частности невербальной экспрессии) в разных видах труда. Практическое (экспертное) мышление
  Изучение социотехнических (организационно-технологических) систем, их особенностей и условий эффективного функционирования: задач и структуры организаций, характеристик технологий, дизайна трудовой деятельности, организационной культуры, коммуникации. Функционирование человека, взаимодействие работников и управление коллективом в распределенных организационных системах с использованием современных информационных технологий (включая ситуации неопределенности, неизбежного риска, производственных конфликтов и поиска путей их конструктивного разрешения), психологическое обеспечение оптимизации организационных структур в сфере труда, оптимизация процессов принятия решений профессионалами (включая вопросы психологической поддержки обучения стилю принятия решений)
  Психологические проблемы предпринимательства (как частного случая трудовой деятельности в современных условиях) и инновационной деятельности, маркетинга, рекламы, как разновидностей активности людей, вовлеченных в хозяйственную деятельность (включая вопросы производства рекламной продукции на основе закономерностей познавательных процессов и личностных особенностей потребителей рекламируемых объектов)
  Анализ и проектирование средств и условий труда (с учетом особенностей психики людей) в связи с развитием новых технологий (в том числе нанотехнологий и систем интернет) в разных профессиях: анализ ситуации, определение потребностей, диктующих необходимость изменений, формулирование ограничений и рисков проекта, планирование деятельности по подбору методов диагностики, интервенции и психологического сопровождения инноваций
  Исследование духовных основ профессионализма в интересах формирования человека как субъекта труда, осуществление профессиональной психологической подготовки, формирование морально-психологической готовности персонала (личного состава) к деятельности в повседневных и экстремальных условиях; оценка, классификация и оптимизация приемов и методов психологического воздействия в руководстве людьми, изучение и оптимизация явлений мотивации в труде, разработка систем психологически обоснованного стимулирования трудовой деятельности в разных профессиях и на разных стадиях развития профессионалов
  Консультирование должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией служебной деятельности сотрудников, формированию в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата; проведение диагностико-оптимизационных работ с персоналом организации; оптимизация средств компенсации слабо выраженных у работников профессионально ценных качеств (вопросы компенсаторного профессионального приспособления, в частности при вынужденной перемене труда); организация работы персонала и совершенствование методического инструментария психологической службы; использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности
  Психологические проблемы распределения ресурсов и обеспечения организаций ресурсами (трудовыми, материально-финансовыми, информационными, включая психологические аспекты анализа и проектирования коммуникационных сетей в организациях)
19.00.04 Медицинская психология
  Области исследований:
  История и методология медицинской психологии.

—            становление медицинской психологии как самостоятельной области научного знания;

—            история развития медицинской психологии и ее отдельных направлений в России и за рубежом;

—            теоретико-методологические подходы к пониманию психологической структуры болезни и организации терапевтического процесса;

—            развитие методологии научных исследований в медицинской психологии: изучение проблем разграничения нормы и патологии, уровней здоровья, проблем развития и нарушений психики, соотношений биологического и психосоциального, психосоматического и соматопсихического; парадигмы психического здоровья; проблемы психической адаптации и компенсации;

—            развитие теорий личности и их значение для разработки научных основ медико-психологической диагностики и вмешательства;

—            психологические особенности профессиональной деятельности медицинского психолога; деонтологические и этические проблемы работы психолога в медицинской психологии

  Патопсихология.

—            проблема соотношений развития и нарушений психики, проблема нормы и патологии в патопсихологии; роль и соотношение психологических, биологических и социально-средовых факторов в этиологии и патогенезе различных психических расстройств;

—            нарушения психических процессов и личности при различных психических расстройствах; генезис и структура патопсихологических синдромов; возрастной аспект патопсихологической семиотики;

—            принципы и методы патопсихологического исследования; специфика патопсихологических исследований в разном возрасте и при различных нозологических формах;

—            дифференциально-диагностическое и экспертное значение патопсихологического исследования; патопсихологический подход к оценке эффективности лечения, реабилитации и повышения качества жизни больных.

  Нейропсихология.

—            теория и методология нейропсихологических исследований: системная организация и функциональная специализация высших психических функций; мозговые механизмы психической деятельности;

—            синдромальный анализ нарушений высших психических функций и топическая диагностика локально-органических поражений мозга; основные нейропсихологические синдромы и симптомы;

—            особенности мозговой организации психической деятельности на разных этапах онтогенеза и при различных формах нарушений психического развития;

—            принципы и методы нейропсихологической диагностики расстройств высших психических функций, познавательных процессов, эмоциональной сферы личности и поведения;

—            нейропсихологические основы, принципы, методы, оценка эффективности восстановительного лечения и реабилитации больных с поражениями мозга различного генеза;

—            принципы и методы восстановительного обучения и нейропсихологической коррекции развития, динамика нейропсихологических симптомов и синдромов в процессе восстановительного и коррекционно-развивающего обучения;

—            роль нейропсихологии индивидуальных различий человека в медицинской психологии;

—            междисциплинарные связи нейропсихологии: нейронауки, информатика, лингвистика.

  Психосоматика и психология телесности.

—            психосоматических подход в медицине; психосоматические и соматопсихические соотношения; современная биопсихосоциальная концепция болезни, здоровья и лечения; психогении и соматогении;

—            влияние психических факторов на возникновение, течение и лечение соматических и психосоматических заболеваний; принципы психологического синдромного анализа в психосоматике;

—            влияние соматической болезни на психическую деятельность человека;

—            внутренняя картина болезни (ВКБ) и психологическая адаптация личности к хроническому соматическому заболеванию; качество жизни, связанное со здоровьем;

—            психологическая диагностика в соматической клинике: нозологическая и возрастная специфика; основные методы медико-психологического исследования в соматической клинике;

—            психотерапия и другие формы психологического вмешательства в комплексе лечебных мероприятий при различных соматических заболеваниях; психологическое сопровождение лечебного процесса, отношение больного к лечению;

—            психологические проблемы телесности; естественно-научное и этнокультурологическое понимание развития телесности человека;

—            генезис, структура и функции психосоматических явлений в процессе онтогенетического развития, а также при различных формах телесной и душевной патологии.

  Психология нарушений развития и отклоняющего поведения.

—            закономерности нарушений психической деятельности в онтогенезе; биологические и средовые факторы риска нарушений психического развития и отклоняющегося поведения;

—            особенности нарушений психических функций, личности и поведения при различных типах дизонтогенеза;

—            формы отклоняющегося поведения, роль генетических и психосоциальных факторов в их возникновении; проблемы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения;

—            проблемы и методы психологической диагностики нарушений психического развития и отклоняющегося поведения;

—            психолого-медико-педагогическое сопровождение и социальная адаптация детей и взрослых с нарушениями развития и поведения;

—            особенности семей, имеющих детей и взрослых с нарушениями психического развития и отклоняющимся поведением;

—            проблемы ранней междисциплинарной семейно-центрированной помощи: выявление, диагностика, вмешательство, оценкаэффективности;

—            нарушения психических функций, личности и поведения при различных вариантах патологического старения;

—            особенности психологической диагностики, психотерапии и психологического консультирования в геронтологии и гериатрии

  Психологическое вмешательство: психотерапия, психологическое консультирование и психокоррекция.

—            теоретико-методологические основы психологического вмешательства;

—            направления, формы и методы психологического вмешательства;

—            специфика психологического вмешательства с учетом, нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик;

—            психологическая помощь в экстремальных и кризисных ситуациях;

—            психологическая характеристика участников (клиентов, пациентов) психологического вмешательства; причины и мотивы обращения за психологической помощью; личность в ситуации психологической помощи;

—            семья как объект психотерапии и психокоррекции (супружеские коммуникации, семейное воспитание, детско-родительские отношения, семейные стереотипы, психологический климат семьи);

—            личность психотерапевта и консультанта; психотерапевтические тактики и взаимодействие в процессе психологической помощи;

—            психологические аспекты взаимодействия участников группового психотерапевтического процесса и его динамика;

—            проблемы оценки эффективности психологического вмешательства.

  Психологические аспекты лечебного процесса.

—            психологические особенности врача и медицинского работника; проблемы профессионального выгорания;

—            психологические аспекты взаимодействия персонала лечебного учреждения;

—            профессиональные и этические аспекты взаимоотношения врача и больного; модели взаимодействия;

—            отношение и поведение больного в лечебном процессе; проблема нонкомплайенса;

—            социально-психологическая среда лечебного учреждения; терапевтическое сообщество, проблемы госпитализма;

—            психологические аспекты фармакотерапии.

  Психогигиена, психопрофилактика, социальная реабилитация и повышение качества жизни больных.

—            психология здоровья, факторы здорового образа жизни и отношения к здоровью; психологические аспекты сохранения и укрепления психического и соматического здоровья человека;

—            психологические основы профилактики нервно-психических и психосоматических расстройств, состояний психической дезадаптации и нарушений поведения;

—            психологические основы вторичной и третичной психопрофилактики;

—            направления, принципы и этапы психосоциальной реабилитации больных и инвалидов; -качество жизни, связанное со здоровьем: объективные характеристики и психологические составляющие, пути оптимизации

  Психология здоровья, физической культуры и спорта высших достижений.

—            методологические основы теоретических представлений о психическом здоровье человека в рамках существующих психологических подходов;

—            история развития индивидуальных и социальных представлений о психическом здоровье, внутренняя картина здоровья личности;

—            влияние психологических и соматических факторов на сохранение здоровья личности;

—            психология здорового образа жизни, физической культуры и спорта высших достижений;

—            психологическое консультирование и психотерапевтические техники как факторукрепления и сохранения психического здоровья;

—            психологические особенности сохранения здоровья работников различных профессиональных сфер (вт.ч. в системе МЧС, правоохранительных органов, пенитенциарной системы, ФСБ и т.п.);

—            поддержание и сохранение здоровья людей, перенесших или испытывающих воздействие чрезвычайных и экстремальных факторов (техногенные и природные катастрофы, теракты и т.п.).

19.00.05 Социальная психология
  Области исследований:
  Общие характеристики предмета:

—            место социальной психологии в системе научного знания;

—            история социальной психологии, особенности становления дисциплины в России;

—            методологические принципы социально-психологического исследования, эволюция парадигм и направлений социальной психологии.

  Закономерности общения и взаимодействия людей:

—            коммуникативная сторона общения (специфика человеческой коммуникации; виды коммуникации; средства: вербальная и невербальная коммуникация; эффективность коммуникативного процесса; особенности массовой коммуникации);

—            интерактивная сторона общения (психологические характеристики совместной деятельности и ее различных форм; конкуренция и кооперация как основные типы интеракции);

—            социально-психологические характеристики социального и межличностного конфликта;

—            перцептивная сторона общения (общая схема социально-перцептивных процессов; механизмы и эффекты; атрибутивные процессы; проблемы социального восприятия);

—            общение и познание.

  Социальная психология групп:

—            группа как предмет исследования социальной психологии;

—            классификация групп;

—            методологическиепроблемыизучениябольшихсоциальныхгрупп;

—            малые группы («границы»; признаки; «групповая динамика»: процессы формирования, сплоченности, лидерства, групповых решений, эффективности);

—            развитие групп – психологическая теория коллектива (современные теории командообразования);

—            психология межгрупповых отношений (механизмы межтруппового восприятия; эффекты внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации).

  Социальная психология личности:

—            специфика социально-психологического подхода к пониманию личности;

—            соотношение личности и группы в социальной психологии;

—            социализация; понятие и уровни социализации; содержание процесса социализации, стадии и институты социализации, механизмы социализации;

—            Я-концепция как результат социального развития личности; социальная и личностная идентичность и жизненное самоопределение; процесс социализации в условиях изменяющегося мира;

—            социальная установка; подходы к изучению установки; структура и функции социальной установки; изменение социальных установок личности; проблема соотношения аттитюдов и поведения; измерение аттитюдов;

—            социально-психологические качества личности; перцептивные механизмы социального взаимодействия личности: перцептивная защита, эффект «ожиданий», феноменкогнитивной сложности;

—            личностные и ситуативные детерминанты социального поведения.

  Практические приложения социальной психологии:

—            фундаментальные и прикладные исследования; специфика прикладного исследования в социальной психологии; проблема эффективности прикладных исследований;

—            практическая социальная психология; проблема вмешательства и оказания психологической помощи: профессиональные, личностные, этические и мировоззренческие возможности и ограничения; роли психолога-практика: эксперт, консультант, обучающий; стратегии практической работы социального психолога;

—            основные направления прикладных исследований и практической работы в социальной психологии: сфера промышленного производства, сфера управления, сфера организационного развития, сфера массовой коммуникации и информационных процессов, сфера рекламы, маркетинга и потребительского поведения, сфера образования, сфера права, сфера науки, сфера семейных отношений и воспитания, сфера политики и отношений с общественностью, сфера общественного сознания, сфера межэтнических отношений, сфера здравоохранения;

—            особенности прикладных социально-психологических исследований и практической работы социального психолога в условиях социальных изменений.

19.00.06 Юридическая психология
  Области исследований:
  Юридическая психология в системе научных отраслей знания.
  История и методология юридической психологии
  Юридическая психология в механизме правового регулирования
  Деонтология юридической психологии
  Психологические особенности субъектов правовых отношений
  Психология правосознания
  Психические расстройства и преступления
  Мотивация деятельности людей в сфере правоотношений
  Психологические механизмы совершенствования взаимоотношений в правоохранительной сфере
  Организационно-психологические аспекты повышения эффективности деятельности правоохранительной системы
  Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста
  Психология профессиональной деятельности органов внутренних дел
  Психология профессиональной деятельности судебных органов
  Психология адвокатской деятельности
  Психология профессиональной деятельности судебных приставов
  Психология профессиональной деятельности органов прокуратуры
  Психология управления в правоохранительной деятельности
  Психологические основы стимулирования труда работников правоохранительной системы
  Профессионально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительной системы
  Психологические основы юридической акмеологии
  Психология общения в профессиональной деятельности юриста
  Криминальная психология
  Психология личности преступника
  Психология преступного поведения (психология преступника, преступной группы и организации)
  Психология виктимного поведения
  Психологические основы профилактики правонарушений
  Психология расследования преступлений
  Методологические основы психологии гражданско-правового судопроизводства
  Методологические основы психологии уголовного судопроизводства
  Методологические основы психологии административно-правового регулирования
  Методологические основы назначения и проведения судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы
  Психология оперативно-розыскной деятельности
  Психолого-юридические проблемы девиантологии
  Психология правотворчества
  Психологические проблемы взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ
  Проблемы организации и совершенствования деятельности психологической службы в правоохранительных, правоприменительных, правоисполнительных системах
  Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительной системы
  Психологическое обеспечение работы с кадрами в правоохранительных органах
  Пенитенциарная психология
  Ювенальная психология
  Психология терроризма
  Психология толпы и массовых беспорядков
  Психология переговорного процесса в правоохранительных органах
19.00.07 Педагогическая психология
  Области исследований:
  Психология обучающегося на разных ступенях образования (дошкольного, школьного, вузовского), его личностное и психологическое развитие
  Психология образовательной среды
  Психология учебной деятельности, учения
  Психологические особенности обучающихся как субъектов учебной деятельности
  Психология формирования учебных групп и их влияние на продуктивность учебной деятельности обучающихся
  Психология педагогической деятельности, психологические закономерности, факторы и условия ее становления и развития, профессионально-психологические особенности педагогов (способности, компетентность, стиль). Психология педагогического контроля (педагогическая психодиагностика)
  Психологические условия эффективности педагогического воздействия
  Образовательный процесс как единство обучения и воспитания. Психологические закономерности, механизмы, особенности и условия эффективности воспитательного процесса
  Психологические особенности управления учебно-воспитательным процессом, психолого-педагогические аспекты технологизации и информатизации образовательной среды
  Методология, теория, история педагогической психологии и ее отдельных направлений
  Психологические особенности различных типов обучения
19.00.10 Коррекционная психология
  Области исследований:
  Психологические аспекты дифференцированной диагностики нарушений развития (врожденных и приобретенных) у детей, подростков и взрослых, в контексте задач комплексной коррекционной помощи
  Проблемы психологической коррекции нарушений когнитивного, речевого, эмоционального, социального, поведенческого функционирования детей, подростков и взрослых с различными отклонениями и нарушениями развития
  Психологические проблемы социальной адаптации и социализации детей, подростков и взрослых с различными отклонениями и нарушениями развития
  Психология обучения и профессионально-трудовой подготовки детей, подростков и взрослых с различными отклонениями и нарушениями развития
  Проблемы психической и социальной депривации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей с отклонениями в развитии
  Психологические и психолого-педагогические проблемы школьной и семейной дезадаптации детей и подростков ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии)
  Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития
  Инновационные формы и технологии коррекции и реабилитации детей, подростков и взрослых с различными отклонениями и нарушениями развития
  Психологическое и психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей и подростков с различными отклонениями и нарушениями развития
  Психологические аспекты формирования особенностей девиантного и аддиктивного поведения у детей и подростков с различными отклонениями и нарушениями развития
19.00.12 Политическая психология
  Области исследований:
  Психологические концепции политического поведения. Формы политического участия. Психологические проблемы политической активности
  Исследование мотивации индивидуального и массового политического поведения
  Психологические особенности и типы электорального поведения
  Психологические факторы, влияющие на электоральный выбор
  Психологический анализ политической культуры и отдельных субкультур
  Структура и функции политического сознания. Массовые формы политической ментальности
  Исследование восприятия политических символов и мифов
  Анализ политических текстов. Психолингвистические, психосемантические методы исследования политического дискурса
  Структура, динамика и типы политических ориентации, ценностей, установок в разных типах политических систем
  Закономерности, механизмы и факторы включения личности в политику. Проблема политической социализации и ресоциализации
  Исследование психологических компонентов идеологий. Психология радикализма и консерватизма. Психология терроризма и насилия
  Проблема личности в политике
  Психология политического лидерства. Проблема создания психологического профиля
  Психобиографический метод анализа личности политика
  Стилевые особенности поведения политических лидеров
  Психология демократии и авторитаризма
  Психологические аспекты исследования политической коммуникации
  Образы власти в массовом политическом сознании
  Проблема восприятия политики, политических лидеров и политических ценностей
  Психологические методы в политическом консультировании
  Психологическая составляющая имиджа политиков
  Проблема доверия к власти в обществе. Эмоциональные и поведенческие составляющие
  Психологические аспекты процесса демократизации
  Проблема политической идентификации личности и отдельных социальных групп
  Психология национализма. Этнические стереотипы в политическом процессе
  Влияние психологических факторов во внешней политике
  Восприятие политических партнеров и оппонентов. Образ врага в политике
  Психология молодежных политических объединений
19.00.13 Психология развития, акмеология
  Области исследований:
  1. Общие направления психологии развития и акмеологии:

1.1. Историко-методологический анализ исследований в области психологии развития. Анализ деятельности выдающихся ученых, научных организаций, разрабатывающих проблемы психологии развития.

1.2. Методологический, историко-научный анализ понятий «развитие», «рост», «изменение», «созревание», «возраст» (биологический, хронологический, социальный, психологический), «норма и аномалия развития», «нормативное и девиантное (непутевое) развитие» ит.п.

1.3. Историко-научный анализ фактов и понятий, характеризующих «детство», «юность», «молодость», «взрослость», «старость» и микровозрастные периоды этих составляющих жизненного цикла.

1.4. Движущие силы и источники психического развития человека на разных ступенях жизненного циклах.

1.5. Закономерности психического развития в онтогенезе Целостность онтогенеза и преемственность стадий развития. Внутрисистемная и межсистемная гетерохрония. Процессы акселерации и ретардации. Сенситивные и критические периоды развития. Возрастные нормативные кризисы развития. Ненормативные кризисы (биографические, профессиональные, травматические).

1.6. Проблема соотношения биологической и социально-исторической обусловленности развития. Проблемы психогенетики развития.

1.7. Факторы социальной среды: условия жизни, культуральные факторы, поведение матери и ближайшего окружения. Роль воспитания, обучения и ведущей деятельности в психическом развитии человека. Активность личности, Я-концепция, общие способности и одаренность как факторы развития личности. Личность как субъект развития.

1.8. Механизмы психического развития. Механизмы психологической защиты и стратегии совладающего поведения, как факторы, помогающие процессу развития.

1.9. Движущие силы, источники развития и пути формирования субъектов деятельности (индивидуальных и групповых). Вопросы соотношения возрастного и функционального развития (в связи с разными деятельностями и на разных возрастных ступенях).

1.10. Развитие возможностей функционирования субъектов (индивидуальных и групповых) за счет усвоения ими общественного опыта, действий, образов, понятий. Профилактика, коррекция и оптимизация развития индивидуальных и групповых субъектов деятельности на основе возможностей научения, обучения, воспитания, специальных формирующих методик («техник», «технологий»).

1.11. Стратегии и методы исследования развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности в той или иной социально значимой области, а также групповых субъектов активности.

1.12. Разработка методов психологического исследования и психодиагностики развития.

1.13. Разработка исследовательских программ и методов психологического сопровождения развития: психологической коррекции, индивидуального, группового, семейного консультирования, развивающих и обучающих программ.

  2. Основные проблемы психологии развития:

2.1. Вопросы оснований периодизации психического развития в онтогенезе человека.

2.2. Особенности психического развития человека в пренатальном периоде и младенчестве Кризис новорожденного. Механизмы адаптации новорожденного. Психологическая готовность к материнству. Особенности эмоциональной жизни младенца. Феномен госпитализма.

2.3. Психическое развитие человека в раннем возрасте. Кризис трех лет (причины, проявления, пути разрешения).

2.4. Психическое развитие человека в дошкольном возрасте. Особенности развития Я-концепции, полоролевой идентификации. Условия усвоения дошкольником нравственных норм и особенности формирования нравственных чувств, этических эталонов и самооценки. Формирование готовности к обучению. Кризис семи лет. Семейная депривация и ее влияние на развитие ребенка.

2.5. Психическое развитие человека в младшем школьном возрасте. Рефлексия, анализ, планирование действий как важные новообразования младшего школьного возраста. Развитие личности, особенности Я-концепции, самооценки младшего школьника. Развитие эмоционально-волевых процессов и качеств, особенности усвоения моральных норм, понятий, правил поведения.

2.6. Адаптация ребенка к школе как освоение новой социальной ситуации. Место и значение видов деятельности в психическом развитии (игра, спорт, занятия художественной деятельностью, посильные формы труда и др.). Социальная жизнь младшего школьника. Особенности психического развития при разных вариантах обучения.

2.7. Психическое развитие в подростковом возрасте. Половое созревание и социализация. Формирование личности.

2.8. Развитие познавательных мотивов, процессов познания, отношения к учебным предметам у подростков. Значение внеучебных видов деятельности для психического развития. Личностное и профессиональное самоопределение.

2.9. Значение и роль общественных, культурных условий, общения со сверстниками и старшими в социализации подростка. Индивидуальные и половые различия в особенностях психического развития подростков. Кризис подросткового возраста.

2.10. Психическое развитие человека в юношеском возрасте. Формирование профессиональной направленности и процессы профессионального самоопределения как новообразования возраста юности.

Направленность на самовоспитание и самообразование, возрастание способности к саморегуляции.

2.11. Особенности общения и принадлежности к группе в юности. Значение и роль «молодежных субкультур» для психического развития. Любовь и дружба, мечты, идеалы в возрасте юности и их значение для психического развития. Сексуальное поведение и профилактика его нарушений. Причины девиантного, асоциального поведения и пути их предупреждения. Особенности воспитательно-учебной работы с девушками и юношами.

2.12. Молодость (ранняя взрослость) как начальный период взрослости. Направленность на формирование устойчивой структуры жизни. Принятие социальной ответственности, овладение профессией, Вступление в брак, формирование материнской, отцовской позиции.

2.13. Динамика психофизиологических и сенсорно-перцептивных функций взрослого человека. Факторы сохранности психофизиологических функций в период взрослости. Особенности развития аттенционных, мнемических и мыслительных функций.

2.14. Особенности развития личности и проблема становления индивидуальности в период взрослости. Основные задачи разных периодов взрослости. Перестройка ценностно-смысловой сферы. Проблема поиска смысла жизни. Основные направления самоактуализации взрослого. Жизненный путь человека как история субъекта и личности. Типологии жизненного пути. Кризисы периода взрослости.

2.15. Период геронтогенеза. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Факторы продолжительности жизни. Динамика развития интеллектуальных функций в поздних возрастах. Роль личности и субъекта деятельности в динамике старения. Коммуникативный потенциал в период старения. Психологический витаукт. Подготовка к постпрофессиональной жизни. Потенциал трудоспособности и долголетие. Направления самоактуализации в позднем возрасте. Качество жизни пожилых людей.

2.16. Кризис позднего возраста и особенности его протекания. Психологическая поддержка пожилых людей. Проблема психологической помощи престарелым и безнадежно больным людям. Культурные традиции отношения к смерти и достойного ухода из жизни.

  3. Основные проблемы акмеологии:

3.1. Методологический, историко-научный анализ понятий, обозначающих высшие стадии, качества, уровень развития и его разнообразные характеристики («акме», «зрелость», «компетентность», «профессионализм», «культура»), разные характеристики способа самой изменяющейся, совершенствующейся системы («организация», «регуляция», «конструктивность», «оптимальность», «проектирование» и т.д.), специфику законов акмеологии («алгоритм», «стратегия», «рефлексия» ит.д.), способ использования человеком своих природно-жизненных ресурсов («индивид», «организм», «работоспособность», «трудоспособность», «дееспособность», «цена деятельности», «длительность трудовой жизни», «карьера», «профессиональное долголетие» и т.д.).

3.2. Прослеживание зависимостей между индивидными, личностными и субъектными характеристиками взрослого человека и особенностями его формирования и развития на предшествующих его взрослости этапах, а также воздействия на них его собственного жизнетворчества. Взрослость и зрелость.

3.3. Научное освещение феноменологии акме, определение его сущностных характеристик, разработка теоретико-методологических основ акмеологии, описание ее статуса, места в системе наук, определение и описание количественно-качественных характеристик феномена акме на уровне индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности, группы, общности.

3.4. Выявление условий и факторов (в широком понимании), способствующих или препятствующих движению к акме и достижению вершин в развитии.

3.5. Личность как субъект акмеологического развития. Саморазвитие и самореализация как компоненты акмеологического развития. Самость как феномен системной целостности «человек». Самость и субъектность. Феномены самости.

3.6. Культура как механизм и интегральный показатель акмеологического развития человека.

3.7. Формирование субъекта деятельности в период «акме». Стадии профессиональной жизни. Кризисы профессионального развития и факторы их преодоления. Динамика становления профессионализма и условия достижения вершин профессионального мастерства. Возможности обучения в зрелых возрастах.

3.8. Проблема разработки и усвоения алгоритмов продуктивного решения профессиональных задач и путей овладения мастерством, профессиональной культурой (в разных профессиях и на разных ступенях взрослости).

3.9. Факторы расцвета творческой активности и профессиональной деятельности.

3.10. Проблема достижения взрослым человеком профессиональных вершин (в разных областях приложения сил).

3.11. Проблема соотношения календарного возраста и наивысших достижений человека в деятельности.

3.12. Вопросы самопознания, саморегуляции, самосозидания человека как профессионала.

3.13. Проблемы создания средств программно-целевого моделирования и прогнозирования профессиональной деятельности.

3.14. Создание диагностических и коррекционных методов, средств (в частности средств компьютеризованных), обеспечивающих оценку и совершенствование готовности индивидуальных, групповых субъектов к профессиональному обучению, профессиональной деятельности, а также обеспечивающих отслеживание процессов профессиональной адаптации и профессионального роста кадров.

3.15. Инвариантные психолого-акмеологические особенности, характеризующие успешных и неуспешных профессионалов.

3.16. Проблемы развивающих методов, стимулирующих самопознание, самокоррекцию профессионалов, их рефлексивную саморегуляцию, самоорганизацию, проявления творчества.

3.17. Вопросы обеспечения интенсификации профессионального самостановления и саморазвития средствами деловых, имитационных, организационно-деятельностных игр (в разных профессиях и на разных ступенях взрослости).

3.18. Проблема средств (в частности компьютеризованных), обеспечивающих раскрытие творческих возможностей, интенсификацию эвристического мышления и других ценных качеств, развитие профессиональной культуры.

3.19. Проблемы изучения и описания различных видов профессиональной деятельности.

3.20. Проблемы выработки стратегий смены профессий, непрерывного профессионального образования, внедрения психологических акмеологических знаний в практику.

3.21. Прослеживание общего, особенного и единичного в достижении малыми и большими общностями своих акме и описание и классификация основных характеристик этих акме.

3.22. Качественное и количественное своеобразие общностей людей, организаций на разных ступенях их развития (прежде всего, в аспекте возникновения благоприятных или противодействующих условий для наивысших социально значимых достижений).

3.23. Теория и практика создания психологических, акмеологических служб, ориентированных на оптимизацию психического развития человека на разных стадиях этого процесса.

3.24. Проблемы и направления, связанные с подготовкой специалистов в области психологии развития, акмеологии.

 

Формула специальности 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»:

Содержанием специальности 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» является исследование фундаментальных психологических механизмов и закономерностей происхождения, и функционирования психики человека и животных, сознания, самосознания и личности; применение этих закономерностей для решения практических задач диагностики, консультирования, экспертизы, профилактики аномалий личности; исторический и методологический анализ психологических теорий, концепций и воззрений, разработка исследовательской и прикладной методологии, создание методов психологического исследования и практической работы.

Формула специальности 19.00.02 «Психофизиология»:

Содержанием специальности 19.00.02 – «Психофизиология» является физиологические основы психической деятельности и поведения человека.

Формула специальности 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»:

Содержанием специальности 19.00.03 – «Психология труда, инженерная психология, эргономика» в области психологических наук является исследование и разработка (проектирование, развитие, оптимизация) системы «человек (или группа людей) – средство труда (физическое или информационное) – предмет труда (воздействия, управления или пользования) – среда (физическая, информационная, социальная)» и процесса деятельности человека как субъекта – ведущего компонента системы, в различных условиях: внутренних (уровень интенсивности, экстенсивности и экстремальности деятельности) и внешних (экологических, технических, социальных, экономических, культурных). Труд понимается в широком смысле как производство людьми ценностей при взаимодействии с системами природы и культуры (в широком смысле слова), то есть, к сфере труда относятся не только профессиональные виды деятельности.

Объектом исследования и разработки являются психическая сфера (включая, психофизиологические составляющие) человека, как субъекта труда (индивидуального, группового), психологически значимые свойства неодушевленных компонентов эргатической системы в разнообразных условиях среды. При этом среда понимается как более широкая (включающая предметные, социальные, организационные, гигиенические, эстетические составляющие, факторы безопасности труда и подобное) социально и экономически обусловленная система видов труда в обществе.

Формула специальности 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»:

Содержанием специальности 19.00.04 – «Медицинская психология» является:

  • — изучение общих и частных психологических закономерностей изменений и восстановления психической деятельности при различных патологических состояниях и аномалиях развития;
  • — выявление закономерностей влияния психических факторов на укрепление здоровья и формирование установок на здоровый образ жизни;
  • — анализ и выявление психических факторов, влияющих на возникновение, течение и преодоление болезней и других стойких состояний дезадаптации, на успешную социально-трудовую реабилитацию;
  • — повышение адаптационных ресурсов личности, гармонизация психического развития и межличностных отношений в процессах предупреждения заболеваний, собственно патологии, восстановительного лечения и реабилитации;
  • — изучение особенностей деятельности психологов в сфере здравоохранения (диагностика, экспертиза, психотерапия, психологическая коррекция, консультирование, и др.);
  • — разработка, адаптация и изучение эффективности методов психологической диагностики и психологического вмешательства;
  • — анализ направлений и этапов развития медико-психологических исследований.

Формула специальности 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»:

Содержанием специальности 19.00.05 – «Социальная психология» является:

  • — изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных фактом включения людей в социальные группы;
  • — изучение психологических характеристик социальных групп и социальных движений; -анализ социально-психологических методов исследования и воздействия (обоснование методологических и методических приемов социально-психологического тренинга, ролевых и деловых игр и т.п.);
  • — анализ социально-психологических проблем в различных сферах общественной жизни (производства, управления, образования, СМК, политики и т.д.).
  • — социально-психологический анализ жизненных ситуаций.

Формула специальности 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»:

Содержанием специальности 19.00.06 «Юридическая психология» является разработка проблем, связанных с психологией отношений, складывающихся в правоохранительной, правоприменительной, право исполнительной и законотворческой деятельности, взаимоотношений участников по уголовным, гражданским делам и судопроизводства, а также мотивации, стимулирования и совершенствования деятельности специалистов в области правоохраны и законотворчества, общественных организаций и граждан в обеспечении правопорядка.

Объектом данной специальности являются психологические закономерности и механизмы правовых отношений.

Формула специальности 19.00.06 «Юридическая психология»:

Содержанием специальности 19.00.06 «Юридическая психология» является разработка проблем, связанных с психологией отношений, складывающихся в правоохранительной, правоприменительной, право исполнительной и законотворческой деятельности, взаимоотношений участников по уголовным, гражданским делам и судопроизводства, а также мотивации, стимулирования и совершенствования деятельности специалистов в области правоохраны и законотворчества, общественных организаций и граждан в обеспечении правопорядка.

Объектом данной специальности являются психологические закономерности и механизмы правовых отношений.

Формула специальности 19.00.07 «Педагогическая психология»:

Содержанием специальности 19.00.07 – «Педагогическая психология» является исследование психологических фактов, механизмов, закономерностей учебной деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъектов (обучающихся, группы, класса), самой педагогической деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъектов (педагога, педагогического коллектива), взаимодействия субъектов педагогической и учебной деятельности на различных уровнях и ступенях образовательного процесса; исследование психологического влияния содержания и форм организации образовательного процесса на его результаты, влияния характера и содержания различных видов деятельности, осуществляющейся в условиях образовательной среды, на возникновение и развитие психологических новообразований обучающихся, их личностное развитие на разных ступенях и уровнях образования; исследование развития педагогической психологии в исторической ретроспективе и современном состоянии.

Формула специальности 19.00.10 «Коррекционная психология»:

Содержанием специальности 19.00.10 – «Коррекционная психология» является:

  • — изучение психологических и психофизиологических особенностей детей и взрослых с сенсорными, двигательными, речевыми, интеллектуальными, эмоционально-волевыми отклонениями в развитии;
  • — создание и использование психологических средств диагностики, коррекции и сопровождения детей, подростков и взрослых с перечисленными выше отклонениями и нарушениями развития;
  • — теоретико-методологические основы и история специальной (коррекционной) психологии;
  • — исследование особенностей социализации и социальной адаптации детей, подростков и взрослых с различными отклонениями и нарушениями развития в различных условиях воспитания и обучения (в специальных коррекционно-образовательных учреждениях, интернатных учреждениях, в условиях инклюзивного образования).

Формула специальности 19.00.12 «Политическая психология»:

Содержанием специальности 19.00.12 – «Политическая психология» являются исследование субъективной стороны политических процессов и институтов, психологические измерения в политической деятельности личности.

Объектом исследования данной специальности являются: политическое поведение, политическое сознание и бессознательные реакции, как рядовых граждан, так и политических лидеров, функционеров политических партий, сторонников движений, групп давления, парламентских фракций и других участников политических процессов.

Формула специальности 19.00.13 «Психология развития, акмеология»:

Содержанием специальности 19.00.13 – «Психология развития, акмеология» в области психологических, педагогических наук является:

  • — теоретико-методологический и исторический анализ основных понятий, концепций и исследований психического развития;
  • — исследование процессов развития и формирования психики человека на разных ступенях жизненного цикла (от пренатального периода, возраста новорожденности до зрелости, старения и старости);
  • — исследование социальной и биологической детерминации психического развития человека;
  • — изучение культурно-исторического развития психики, сравнительное изучение развития психики в разных культурах, развитие психики в антропогенезе и сравнительное изучение биологического и исторического развития психики;
  • — изучение объективных и субъективных факторов, содействующих или препятствующих прогрессивному развитию и реализации потенциалов человека;
  • — изучение закономерностей и механизмов, обеспечивающих возможность достижения высшей ступени (акме) индивидуального развития;
  • — разработка методов исследования и диагностики психического развития человека; разработка нормативных показателей психического развития;
  • — разработка методов психологического сопровождения и оптимизации показателей развития на всех этапах онтогенеза и жизненного пути;
  • — изучение эффективности методов психологического сопровождения развития;
  • — изучение особенностей деятельности практических психологов по сопровождению развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности.

Объектом исследования и формирования являются специфически человеческие особенности психической регуляции активности индивидуальных и групповых субъектов в зависимости от закономерного влияния разнообразных факторов на тех или иных стадиях психического развития.

Если в исследовании преобладает констатирующий подход (установление фактов, закономерностей), оно может быть отнесено к психологическим наукам; если выражен нормативно-ценностный, проектировочный, формирующий подход, работа может быть отнесена к наукам педагогическим. Это различение является не строгим и отдается на усмотрение диссертационных советов.