19.00.00
Психологические науки в себя включают следующие направления (код / название специальности):
Код | Название специальности |
19.00.01 | Общая психология, психология личности, история психологии |
Области исследований: | |
Психическая жизнь и поведение человека. Соотношение поведения и деятельности. Детерминанты, определяющие психическую жизнь и поведение человека | |
Разработка и анализ основ общепсихологического и историко-психологического исследования | |
Эволюция психики в филогенезе | |
Особенности психики и поведения разных видов животных | |
Происхождение и развитие сознания и деятельности человека в антропогенезе, социогенезе и персоногенезе | |
Историческое развитие психических процессов, сознания и личности | |
Психофизическая проблема | |
Сознание и познавательные процессы. Когнитивная психология | |
Мышление, воображение. Эмоционально-смысловая регуляция мышления. Практическое мышление в сложных системах | |
Ощущение и восприятие. Формирование перцептивных образов. Восприятие пространства, времени и движения. Мотивационная и смысловая регуляция восприятия. Образ мира: его структура и особенности | |
Построение моделей психической реальности. Требования к психологическим моделям. Возможности моделирования психической реальности. Малопараметрические модели | |
Внимание и память. Феноменология, основные теории и методы исследования внимания и памяти | |
Психологические проблемы общения и коммуникации. Психолингвистика | |
Психосемантика. Психология субъективной семантики. Психосемиотика. Психология смысла. Смысловая регуляция поведения личности. Психология экзистенциальных проблем. Психология жизни и смерти | |
Эмоциональные процессы и состояния. Эмоциональная регуляция познавательных процессов и деятельности. Экспрессия человека. Семантика выражения эмоций. Телесные корреляты эмоций. Передача эмоциональных состояний. Диагностика эмоциональных состояний. Диагностика аффекта. Эмоциональная напряженность, фрустрация, стресс. Реакция на фрустрацию. Психология чувств. Психология переживания | |
Волевые процессы. Структура воли. Воля и целеполагание. Феномен борьбы мотивов | |
Мотивация, ее механизмы, формирование и функционирование. Потребности, мотивы, личностные ценности и ценностные ориентации, интересы, стремления. Нравственные ориентации. Классификация и диагностика потребностей и мотивов. Влияние мотивации на деятельность и познавательные процессы. Смыслообразование. Мотивация достижения. Мотивация служения. Направленность и ее системообразующая роль | |
Сознание. Мировоззрение и смысложизненное самоопределение. Рефлексивные процессы. Состояния сознания. Измененные состояния сознания | |
Бессознательное. Психологическая защита. Психология половых различий. Психология сексуальности | |
Временная перспектива. Психологическое время. Антиципация и образы будущего. Вероятностное прогнозирование | |
Психомоторные процессы. Время и точность реакции. Обратная связьв исполнительных процессах | |
Операции, их освоение. Формирование и перенос навыка. Моторные структуры | |
Деятельность, ее генезис, структура, динамика и регуляция. Виды деятельности. Психология активности. Надситуативная активность | |
Действия. Цели и целеобразование. Задачи в структуре деятельности. Принятие решений. Уровень притязаний. Психология ошибки | |
Способности. Одаренность. Талант и гениальность, их природа. Творчество, его психологические механизмы (художественное, научное, техническое и другие виды творчества). Развитие способностей | |
Система ментальных качеств и их диагностика: способности, одаренность, интеллект, талант, гениальность | |
Психогенетика и психология индивидуальных различий. Генетические предпосылки способностей | |
Темперамент и характер. Диагностика темперамента. Структура и типология характера. Акцентуация характера, их диагностика | |
Жизнестойкость, устойчивость и ситуативная обусловленность поведения. Черты личности, их диагностика. Психометрика. Конструирование и апробация опросников личностных черт | |
Индивидуальный стиль деятельности. Стили общения, активности, саморетуляции. Когнитивные стили и когнитивный контроль. Эмоциональные стили | |
Структура личности. Проблема индивидуальных различий и типология личности. Духовно-нравственная сфера личности. Соотношение внутреннего и внешнего мира человека. Направленность личности, жизненные и ценностные ориентации. Самосознание и самооценка. Образ Я. Идентичность личности. Поступок как личностная категория Движущие силы развития личности. Самоактуализация личности. Личностная зрелость. Норма и патология личности, Психологическое здоровье личности | |
Индивид, личность, индивидуальность | |
Проблема субъекта в психологии | |
Жизненный путь, его структура и периодизация. Субъективная картина жизненного пути. Жизненная цель, жизненная задача, жизненный выбор. Образ жизни и стиль жизни | |
Психология отношений. Психология установки | |
Социальное конструирование психологических понятий. Психология научных открытий. Влияние социокультурного и исторического контекста на развитие психологических воззрений. Психологические воззрения в донаучный период развития психологии. История отечественной и зарубежной психологии. История отечественной и зарубежной психологии. Взаимообусловленность мировоззрения исследователя и его психологических воззрений | |
Историческая психология. Этнопсихология | |
Психология культурных явлений. Восприятие искусства и формирования художественных образов. Индивидуальные особенности восприятия искусства и художественной литературы | |
Психологические процессы переработки информации. Информационные технологии и их влияние на сознание, и личность человека. Человек в системах искусственного интеллекта. Информационные и эмоциональные аспекты взаимодействия человека с компьютером. Познавательные процессы и общение в компьютерных сетях | |
Методология и методы исследования в психологии. Основные теории и концепции развития деятельности, бессознательного, сознания и личности в психологической науке | |
Теория и методология психологической науки. Взаимосвязь идеологии, методологии и теории. Разработка методов диагностики психических реальностей. Критерии оценки психологических теорий | |
19.00.02 | Психофизиология |
Области исследований: | |
История и методология психофизиологии:
— психофизиология как наука о физиологических механизмах психических явлений и состояний. Проблема взаимосвязи между психическим и физиологическим. Законы психогенеза. Методология исследований в психофизиологии, системный подход и синергетика. — психофизиология в системе наук о человеке. Психофизиология и нейронауки; — ключевые проблемы психологии, (психофизическая, психофизиологическая, психогностическая, психосоциальная) и психофизиология. |
|
Методы психофизиологии:
— организация психофизиологического исследования, его этапы. Специфика психофизиологического исследования. Особенности применения методов смежных наук в психофизиологии Проблема интерпретации физиологических данных в психологических терминах; — методы электроэнцефалографии (ЭЭГ) и вызванных потенциалов в психофизиологии; — связанные с событиями потенциалы мозга в психофизиологическом исследовании; — методы многомерного анализа в психофизиологии; — психофизические методы в психофизиологии; — методы спектрального анализа биоэлектрической активности мозга в психофизиологии; — локализация источников генерации ЭЭГ и вызванных потенциалов с использованием методов дипольного моделирования в психофизиологическом исследовании; — методы картирования структур и функций мозга в психофизиологии: функциональный ядерно-магнитный резонанс; позитронно-эмиссионная томография; магнитоэнцефалоскопия; локальный мозговой кровоток; — методы совмещения данных о фокусе биоэлектрической активности мозга, получаемых методом дипольного моделирования, со структурными томограммами мозга; — компьютерное обеспечение психофизиологического эксперимента; — методы исследования нейронной активности в психофизиологии; — косвенные (периферические) методы исследования функций мозга (ЭКГ, ЭМГ, ЭОГ, пневмография и др.); — методы воздействия на мозг и организм (биологическая обратная связь, сенсорные, электрические, магнитные воздействия и др.); — моделирование психических явлений; — системная психофизиология (теория функциональных систем; механизмы системной детерминации активности нейрона и мозга; системогенез. |
|
Классификация психических явлений и психофизиология.
— Физиологическая база основных психических явлений. Локализационизм (атомизм) и структурализм (динамизм). Физиологические основания классификации психических явлений по временному критерию (процессы, состояния, свойства), по психическим сферам. Психическое явление как форма существования индивидуального сознания и его физиологическое основание. Категориальный строй психологии и психофизиология. |
|
Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов:
— исследование и моделирование механизмов передачи информации в сенсорных системах; — «перцептивные пространства» и их использование в психофизиологии — для интеграции данных нейрофизиологии и психологии; — психофизиология целостного восприятия («гештальт-психофизиология»); — механизмы константности восприятия; — механизмы взаимодействия перцептивных (сенсорных) систем; — механизмы соотношения врожденных и приобретенных форм (механизмов) в процессах восприятия; — механизмы формирования сенсорных и перцептивных (сенсорноперцептивных) систем в онтогенезе, роль активирующих систем; — сенсомоторная интеграция в процессах обнаружения и распознавания. |
|
Функциональные состояния человека, эмоции, стресс и адаптация:
— механизмы регуляции функциональных состояний человека; — механизмы ритмической активности мозга; — психофизиология сна; — психофизиология эмоциональных состояний; — механизмы выражения (экспрессии) эмоций; — психофизиология стресса; — психофизиология функциональных резервов организма; — психофизиология адаптации и работоспособности |
|
Когнитивная психофизиология:
— механизмы специализации мозга в отношении когнитивных функций; — механизмы непроизвольного внимания и ориентировочный рефлекс; — механизмы произвольного внимания; — внимание и модулирующие системы мозга; — психофизиология памяти; — механизмы рабочей памяти; — механизмы декларативной и процедурной памяти; — нейронные механизмы памяти; — механизмы речи, развитие речи; — межполушарная асимметрия и речь; — мышление и функциональная асимметрия мозга; — механизмы интеллектуальных функций; — психофизиология нарушений речи и мышления. |
|
Системная психофизиология:
— теория функциональных систем; — механизмы системной детерминации активности нейрона; — системогенез; — стохастические и динамические свойства больших интерактивных систем. |
|
Психофизиология развития и обучения:
— механизмы формирования навыков; — психофизиология развития сенсорных и двигательных систем в онтогенезе; — психофизиология специализации межполушарных отношений в онтогенгезе; — нейронные механизмы пластичности; — участие генома в механизмах пластичности; — механизмы формирования способностей; — связь формирования структур мозга в онтогенезе с половыми и возрастными особенностями психических процессов и состояний; — психофизиология процессов развития и старения; — психофизиология речевого и интеллектуального развития; — психофизиология эмоционального развития; — депривация и нейропсихическое развитие; — обогащенная среда и нейрогенез; — системная психофизиология научения. |
|
Физиологические основы осознаваемых и не осозноваемых форм психического отражения:
— психофизиологические парадигмы исследования сознания; — психофизиологические и нейрофизиологические механизмы сознания; — сознание и модулирующие системы мозга; — осознаваемое и неосознаваемое в деятельности мозга; — механизмы сознания и установка; — психофизиология защитного и овладевающего поведения. |
|
Психофизиологические механизмы движения:
— механизмы инициации движения; — механизмы управления движением; — механизмы программирования и коррекции движений; — механизмы формирования схемы тела и системы внутреннего представления; — механизмы движений глаз; — функции движений глаз в процессах восприятия. |
|
Психофизиология индивидуальных различий (дифференциальная психофизиология):
— физиологические основы индивидуальных различий; — механизмы соотношения общих свойств нервной системы и целостные характеристики индивидуальности; — психофизиология темперамента; — психофизиология характера; — генетические основы индивидуальных различий в психофизиологических свойствах и состояниях; — психофизиологические механизмы формирования индивидуальных различий; — биохимические основы индивидуальных различий. |
|
Психофизиология общения:
— биологические основы социального (просоциального) поведения (доминирование, иерархия, альтруизм) и асоциального поведения (агрессия) человека; — психофизиологический статус лидера и подчиненного; — механизмы вербальной и невербальной форм коммуникаций; — психофизиология агрессии; — психофизиология восприятия лица, просодических свойств речи; — психофизиология витальных функций: сексуальное поведение, питание, самосохранение, психофизиология инстинктивного поведения. |
|
Прикладная психофизиология:
— эргономическая психофизиология; — психофизиология профотбора и профпригодности; — психофизиология работоспособности и адаптации человека к экстремальным условиям деятельности; — психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности; — диагностика функциональных состояний; — механизмы формирования наркотической зависимости; — психофизиология взаимодействия «человек – компьютер»; — психофизиологическая диагностика тревожности, стрессоустойчивости и выявление групп риска; — психофизиологическая оценка эмоционального воздействия рекламы; — психофизиология в системе компьютерного обучения; — психофизиологическая коррекция функциональных состояний, биологическая обратная связь; — психофизиологическая экспертиза биологически активных соединений. |
|
19.00.03 | Психология труда, инженерная психология, эргономика |
Области исследований: | |
Методологические основы изучения процессов развития человека как субъекта труда (работника), психологического содержания и закономерностей его трудовой деятельности | |
Изучение теории психологических основ трудовой деятельности, классификация, проектирование трудовых постов, организационных условий профессий как областей приложения духовных и физических сил людей; анализ требований, предъявляемых видами труда к личным качествам людей (включая вопросы работы человека в сложных, высокотехнологичных автоматизированных системах и системе интернет); разработка профессиограмм разного назначения (в том числе, в интересах разработки образовательных стандартов) и обоснования требований, предъявляемых разными видами труда к свойствам психики людей | |
Изучение профессионально ценных свойств (качеств) психики людей по отношению к определенным классам и видам труда: особенности личности, в том числе, ее направленность на определенный класс труда, ценностные ориентации, потребности, установки и мотивы, характерологические особенности, свойства познавательных, творческих и психомоторных процессов, эмоциональной и рациональной регуляции индивидуальной и коллективной деятельности, движений | |
Изучение своеобразия психического склада (типичного и индивидуального) представителей разнотипных видов труда, профессий, профессиональных общностей (склад ума, особенности образа мира, установки на творческий или исполнительский труд, производительную или потребительную мотивацию труда, индивидуальный и групповой стиль работы и подобное) | |
Условия и способы установления взаимного соответствия свойств психики человека и требований трудовой деятельности разного вида (профессиональный отбор и подбор, самовоспитание и саморегуляция работников; психологические аспекты подготовки и переподготовки работников, расстановки кадров сообразно их личным качествам). Методы, процедуры, критерии оценки, аттестации работников. Психологические основы и средства компенсации слабо выраженных у работников профессионально ценных свойств психики | |
Теория и методы исследования профессионального мастерства и операционально-смысловых структур профессионального опыта (пространственных, временных, технологических, социальных). Психологические условия и способы формирования профессионализма работника как совокупности компетенций, духовных, нравственных и мировоззренческих основ человека как субъекта труда; трудовая мотивация, системы психологически обоснованного стимулирования трудовой деятельности в разных профессиях и на разных этапах трудовой жизни | |
Проявления психики в сложных и опасных профессиях (включая военную и боевую деятельность, ошибки и отказы в деятельности по психологическим причинам, приводящие к снижению ее эффективности, к авариям, происшествиям, катастрофам, способы устранения этих причин, невротические срывы работников, профессиональные деформации личности, способы их предотвращения); формирование профессиональной и личностной надежности работников опасных профессий, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью | |
Формирование профессиональной и человеческой (личностной) надежности представителей опасных профессий, условия и способы психологического обеспечения безопасности труда в разных видах труда (включая психологическую безопасность, как сохранение оптимальных состояний работников, их психического здоровья) | |
Психологические особенности деятельности лиц с ограниченными возможностями (инвалидов разного типа, лиц пожилого возраста, лиц с выраженными акцентуациями характера), психологическое обеспечение их трудоустройства (консультирование, профориентация, профотбор), способы поддержания их работоспособности, специфические требования к средствам труда, трудовым постам, внутренним и внешним условиям деятельности) | |
Изучение психологических условий и путей установления взаимного соответствия личных качеств человека и требований профессии (самовоспитание и саморегуляция профессионалов, их консультирование; психологические вопросы переподготовки работников, проектирование средств труда и производственной среды сообразно психологическим особенностям и жизненным ориентациям человека, расстановка кадров сообразно их личным качествам, профподбор, профотбор и т.д.). | |
Психологические аспекты смены профессий, способы оптимизации возникающих при этом внутрисубъектных состояний (применительно к случаям вынужденной перемены вида труда при частичной утрате трудоспособности, в случаях безработицы, существенных изменений привычных трудовых постов, средств и условий труда в связи с научно-техническим прогрессом и социально-экономическими трансформациями); предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а так же профессиональных рисков в различных видах деятельности | |
Допрофессиональное развитие человека, формирование его как субъекта труда (возрастные закономерности развития психики в части формирования профессионально ценных свойств, психологические основы трудового воспитания, обучения, профориентации, профконсультирования, психологической помощи молодым людям при планировании ими трудового жизненного пути); закономерности трудового развития человека на начальных этапах антропогенеза, онтогенеза; установление периодов, границ сенситивности психики человека к развитию в качестве субъекта труда. | |
Особенности изменений свойств психики человека как субъекта труда на разных этапах трудовой жизни (включая кризисы профессионального развития, связанные с профессиональным «выгоранием», сменой вида труда, уходом от привычной активной трудовой деятельности; проведение психологической реабилитации и восстановление профессиональной работоспособности сотрудников, способы предотвращения или снижения выраженности возникающих при этом неблагоприятных психических состояний); посттрудовая адаптация, связанная с прекращением трудовой деятельности. | |
Закономерности информационного взаимодействия человека и технических устройств (в том числе, автоматизированных рабочих мест, компьютеров, мобильных телефонов и подобное), их использование для проектирования или оптимизации психологических структур деятельности и разработки их информационного обеспечения; построение моделей пользователей компьютеров как основы разработки «дружественных» интерфейсов | |
Психологические основы изучения, разработки методов, процедур оценки, аттестации, диагностики профессиональной компетентности и профессионально важных качеств специалистов, повышения их квалификации, в том числе разработка концепций соответствующих учебных центров на основе психологического моделирования деятельности специалистов по решению ими трудовых задач (включая деятельность с использованием компьютерных технологий); изучение этапов, стадий развития, формирования человека как субъекта труда на разных возрастных этапах (включая вопросы кризисов профессионального развития, в частности, и в возрасте «отставки», ухода от привычной активной трудовой деятельности). | |
Психологические проблемы конструирования, эксплуатации и производства сложных технических систем, проектирование средств труда (включая компьютеры и средства связи) и производственной среды сообразно психологическим особенностям человека. Психологические проблемы оптимизации использования компьютерных и коммуникационных систем, изучение особенностей функционирования операторов и операторских групп («команд»), включенных в управление сложными автоматизированными системами; разработка методов оптимизации их работы (на основе анализа процессов делового общения, распределения трудовых функций, координации движений, согласования, исполнения решений, формирования опыта работы в команде и подобное) | |
Изучение и проектирование процессов формирования трудовых компетенций, в том числе путем тренажерной подготовки операторов для работы в сложных, высокотехнологичных системах, обучения работников стилю принятия решений в условиях неопределенности, конфликта, ситуациях неизбежного риска, тренажерной подготовки операторов для работы в сложных, высокотехнологичных системах. | |
Психологические основы организации рабочего пространства (трудовых постов, рабочих мест) работника и групп работников (геометрические параметры пространства, компоновка средств труда и вспомогательного оборудования, организация информационных потоков; для групп – размещение членов группы), а также гигиенических условий в этом пространстве. | |
Психологические особенности совместной деятельности работников в группе, комплектование групп по психологическим критериям, распределение функций между работниками, пути оптимизации деятельности (на основе анализа процессов делового общения, согласования и исполнения решений, формирования благоприятного психологического климата в группе и подобное). | |
Исследование психологического содержания стадий развития организации, оценка необходимости и фасилитация организационных изменений, управление изменениями. Комплексное психологическое проектирование организаций. Психологические особенности деятельности работников в организационных системах, обусловленные, в том числе, взаимодействием между руководителями и подчиненными; условия возникновения производственных конфликтов и способы их конструктивного разрешения. Приемы психологического воздействия в процессе руководства людьми. Психологическое обеспечение оптимизации организационных структур в сфере труда | |
Вопросы синтеза эргономических и антропологических (в частности антропометрических) подходов в целях оптимизации работы операторов и операторских групп, команд профессионалов, обеспечения оптимальной гигиенической (в широком смысле слова, включая и психогигиену) производственной среды; изучение, оценка и проектирование средств отображения информации об управляемых объектах и органов, средств управления объектами сообразно особенностям психики людей (включая и управление в организационных — социальных — системах); психологические проблемы построения критериев экспертного оценивания объектов, эргономического обеспечения организации рабочих мест, их материально-технического оснащения; разработка технических заданий на проектирование и создание нестандартного психологического инструментария и средств технического оснащения работы психолога — практика | |
Изучение психологических и медико-социальных проблем, порожденных технологическим прогрессом. Оценка качества рабочей жизни. Изучение психологических факторов профессионального здоровья. Функциональные состояния работника в процессе трудовой деятельности; диагностика, коррекция, профилактика неблагоприятных состояний; психологические основы изучения, проектирования и оптимизация режимов труда и отдыха в разных видах деятельности, организации активного и пассивного отдыха | |
Изучение, оценка и оптимизация трудовых процессов в разных профессиях, классификация и оптимизация субъективных (концептуальных, образных, интуитивных и т.п.) моделей управляемых, обрабатываемых объектов, производственных ситуаций в работе различных профессионалов. Оптимизация временной, пространственной и технологической структуры трудовой деятельности | |
Своеобразие мышления (решения задач) представителями разнотипных профессий, построения движений (в частности невербальной экспрессии) в разных видах труда. Практическое (экспертное) мышление | |
Изучение социотехнических (организационно-технологических) систем, их особенностей и условий эффективного функционирования: задач и структуры организаций, характеристик технологий, дизайна трудовой деятельности, организационной культуры, коммуникации. Функционирование человека, взаимодействие работников и управление коллективом в распределенных организационных системах с использованием современных информационных технологий (включая ситуации неопределенности, неизбежного риска, производственных конфликтов и поиска путей их конструктивного разрешения), психологическое обеспечение оптимизации организационных структур в сфере труда, оптимизация процессов принятия решений профессионалами (включая вопросы психологической поддержки обучения стилю принятия решений) | |
Психологические проблемы предпринимательства (как частного случая трудовой деятельности в современных условиях) и инновационной деятельности, маркетинга, рекламы, как разновидностей активности людей, вовлеченных в хозяйственную деятельность (включая вопросы производства рекламной продукции на основе закономерностей познавательных процессов и личностных особенностей потребителей рекламируемых объектов) | |
Анализ и проектирование средств и условий труда (с учетом особенностей психики людей) в связи с развитием новых технологий (в том числе нанотехнологий и систем интернет) в разных профессиях: анализ ситуации, определение потребностей, диктующих необходимость изменений, формулирование ограничений и рисков проекта, планирование деятельности по подбору методов диагностики, интервенции и психологического сопровождения инноваций | |
Исследование духовных основ профессионализма в интересах формирования человека как субъекта труда, осуществление профессиональной психологической подготовки, формирование морально-психологической готовности персонала (личного состава) к деятельности в повседневных и экстремальных условиях; оценка, классификация и оптимизация приемов и методов психологического воздействия в руководстве людьми, изучение и оптимизация явлений мотивации в труде, разработка систем психологически обоснованного стимулирования трудовой деятельности в разных профессиях и на разных стадиях развития профессионалов | |
Консультирование должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с управлением человеческими ресурсами, организацией служебной деятельности сотрудников, формированию в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата; проведение диагностико-оптимизационных работ с персоналом организации; оптимизация средств компенсации слабо выраженных у работников профессионально ценных качеств (вопросы компенсаторного профессионального приспособления, в частности при вынужденной перемене труда); организация работы персонала и совершенствование методического инструментария психологической службы; использование нормативно-правовых и этических знаний при осуществлении профессиональной деятельности | |
Психологические проблемы распределения ресурсов и обеспечения организаций ресурсами (трудовыми, материально-финансовыми, информационными, включая психологические аспекты анализа и проектирования коммуникационных сетей в организациях) | |
19.00.04 | Медицинская психология |
Области исследований: | |
История и методология медицинской психологии.
— становление медицинской психологии как самостоятельной области научного знания; — история развития медицинской психологии и ее отдельных направлений в России и за рубежом; — теоретико-методологические подходы к пониманию психологической структуры болезни и организации терапевтического процесса; — развитие методологии научных исследований в медицинской психологии: изучение проблем разграничения нормы и патологии, уровней здоровья, проблем развития и нарушений психики, соотношений биологического и психосоциального, психосоматического и соматопсихического; парадигмы психического здоровья; проблемы психической адаптации и компенсации; — развитие теорий личности и их значение для разработки научных основ медико-психологической диагностики и вмешательства; — психологические особенности профессиональной деятельности медицинского психолога; деонтологические и этические проблемы работы психолога в медицинской психологии |
|
Патопсихология.
— проблема соотношений развития и нарушений психики, проблема нормы и патологии в патопсихологии; роль и соотношение психологических, биологических и социально-средовых факторов в этиологии и патогенезе различных психических расстройств; — нарушения психических процессов и личности при различных психических расстройствах; генезис и структура патопсихологических синдромов; возрастной аспект патопсихологической семиотики; — принципы и методы патопсихологического исследования; специфика патопсихологических исследований в разном возрасте и при различных нозологических формах; — дифференциально-диагностическое и экспертное значение патопсихологического исследования; патопсихологический подход к оценке эффективности лечения, реабилитации и повышения качества жизни больных. |
|
Нейропсихология.
— теория и методология нейропсихологических исследований: системная организация и функциональная специализация высших психических функций; мозговые механизмы психической деятельности; — синдромальный анализ нарушений высших психических функций и топическая диагностика локально-органических поражений мозга; основные нейропсихологические синдромы и симптомы; — особенности мозговой организации психической деятельности на разных этапах онтогенеза и при различных формах нарушений психического развития; — принципы и методы нейропсихологической диагностики расстройств высших психических функций, познавательных процессов, эмоциональной сферы личности и поведения; — нейропсихологические основы, принципы, методы, оценка эффективности восстановительного лечения и реабилитации больных с поражениями мозга различного генеза; — принципы и методы восстановительного обучения и нейропсихологической коррекции развития, динамика нейропсихологических симптомов и синдромов в процессе восстановительного и коррекционно-развивающего обучения; — роль нейропсихологии индивидуальных различий человека в медицинской психологии; — междисциплинарные связи нейропсихологии: нейронауки, информатика, лингвистика. |
|
Психосоматика и психология телесности.
— психосоматических подход в медицине; психосоматические и соматопсихические соотношения; современная биопсихосоциальная концепция болезни, здоровья и лечения; психогении и соматогении; — влияние психических факторов на возникновение, течение и лечение соматических и психосоматических заболеваний; принципы психологического синдромного анализа в психосоматике; — влияние соматической болезни на психическую деятельность человека; — внутренняя картина болезни (ВКБ) и психологическая адаптация личности к хроническому соматическому заболеванию; качество жизни, связанное со здоровьем; — психологическая диагностика в соматической клинике: нозологическая и возрастная специфика; основные методы медико-психологического исследования в соматической клинике; — психотерапия и другие формы психологического вмешательства в комплексе лечебных мероприятий при различных соматических заболеваниях; психологическое сопровождение лечебного процесса, отношение больного к лечению; — психологические проблемы телесности; естественно-научное и этнокультурологическое понимание развития телесности человека; — генезис, структура и функции психосоматических явлений в процессе онтогенетического развития, а также при различных формах телесной и душевной патологии. |
|
Психология нарушений развития и отклоняющего поведения.
— закономерности нарушений психической деятельности в онтогенезе; биологические и средовые факторы риска нарушений психического развития и отклоняющегося поведения; — особенности нарушений психических функций, личности и поведения при различных типах дизонтогенеза; — формы отклоняющегося поведения, роль генетических и психосоциальных факторов в их возникновении; проблемы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения; — проблемы и методы психологической диагностики нарушений психического развития и отклоняющегося поведения; — психолого-медико-педагогическое сопровождение и социальная адаптация детей и взрослых с нарушениями развития и поведения; — особенности семей, имеющих детей и взрослых с нарушениями психического развития и отклоняющимся поведением; — проблемы ранней междисциплинарной семейно-центрированной помощи: выявление, диагностика, вмешательство, оценкаэффективности; — нарушения психических функций, личности и поведения при различных вариантах патологического старения; — особенности психологической диагностики, психотерапии и психологического консультирования в геронтологии и гериатрии |
|
Психологическое вмешательство: психотерапия, психологическое консультирование и психокоррекция.
— теоретико-методологические основы психологического вмешательства; — направления, формы и методы психологического вмешательства; — специфика психологического вмешательства с учетом, нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик; — психологическая помощь в экстремальных и кризисных ситуациях; — психологическая характеристика участников (клиентов, пациентов) психологического вмешательства; причины и мотивы обращения за психологической помощью; личность в ситуации психологической помощи; — семья как объект психотерапии и психокоррекции (супружеские коммуникации, семейное воспитание, детско-родительские отношения, семейные стереотипы, психологический климат семьи); — личность психотерапевта и консультанта; психотерапевтические тактики и взаимодействие в процессе психологической помощи; — психологические аспекты взаимодействия участников группового психотерапевтического процесса и его динамика; — проблемы оценки эффективности психологического вмешательства. |
|
Психологические аспекты лечебного процесса.
— психологические особенности врача и медицинского работника; проблемы профессионального выгорания; — психологические аспекты взаимодействия персонала лечебного учреждения; — профессиональные и этические аспекты взаимоотношения врача и больного; модели взаимодействия; — отношение и поведение больного в лечебном процессе; проблема нонкомплайенса; — социально-психологическая среда лечебного учреждения; терапевтическое сообщество, проблемы госпитализма; — психологические аспекты фармакотерапии. |
|
Психогигиена, психопрофилактика, социальная реабилитация и повышение качества жизни больных.
— психология здоровья, факторы здорового образа жизни и отношения к здоровью; психологические аспекты сохранения и укрепления психического и соматического здоровья человека; — психологические основы профилактики нервно-психических и психосоматических расстройств, состояний психической дезадаптации и нарушений поведения; — психологические основы вторичной и третичной психопрофилактики; — направления, принципы и этапы психосоциальной реабилитации больных и инвалидов; -качество жизни, связанное со здоровьем: объективные характеристики и психологические составляющие, пути оптимизации |
|
Психология здоровья, физической культуры и спорта высших достижений.
— методологические основы теоретических представлений о психическом здоровье человека в рамках существующих психологических подходов; — история развития индивидуальных и социальных представлений о психическом здоровье, внутренняя картина здоровья личности; — влияние психологических и соматических факторов на сохранение здоровья личности; — психология здорового образа жизни, физической культуры и спорта высших достижений; — психологическое консультирование и психотерапевтические техники как факторукрепления и сохранения психического здоровья; — психологические особенности сохранения здоровья работников различных профессиональных сфер (вт.ч. в системе МЧС, правоохранительных органов, пенитенциарной системы, ФСБ и т.п.); — поддержание и сохранение здоровья людей, перенесших или испытывающих воздействие чрезвычайных и экстремальных факторов (техногенные и природные катастрофы, теракты и т.п.). |
|
19.00.05 | Социальная психология |
Области исследований: | |
Общие характеристики предмета:
— место социальной психологии в системе научного знания; — история социальной психологии, особенности становления дисциплины в России; — методологические принципы социально-психологического исследования, эволюция парадигм и направлений социальной психологии. |
|
Закономерности общения и взаимодействия людей:
— коммуникативная сторона общения (специфика человеческой коммуникации; виды коммуникации; средства: вербальная и невербальная коммуникация; эффективность коммуникативного процесса; особенности массовой коммуникации); — интерактивная сторона общения (психологические характеристики совместной деятельности и ее различных форм; конкуренция и кооперация как основные типы интеракции); — социально-психологические характеристики социального и межличностного конфликта; — перцептивная сторона общения (общая схема социально-перцептивных процессов; механизмы и эффекты; атрибутивные процессы; проблемы социального восприятия); — общение и познание. |
|
Социальная психология групп:
— группа как предмет исследования социальной психологии; — классификация групп; — методологическиепроблемыизучениябольшихсоциальныхгрупп; — малые группы («границы»; признаки; «групповая динамика»: процессы формирования, сплоченности, лидерства, групповых решений, эффективности); — развитие групп – психологическая теория коллектива (современные теории командообразования); — психология межгрупповых отношений (механизмы межтруппового восприятия; эффекты внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации). |
|
Социальная психология личности:
— специфика социально-психологического подхода к пониманию личности; — соотношение личности и группы в социальной психологии; — социализация; понятие и уровни социализации; содержание процесса социализации, стадии и институты социализации, механизмы социализации; — Я-концепция как результат социального развития личности; социальная и личностная идентичность и жизненное самоопределение; процесс социализации в условиях изменяющегося мира; — социальная установка; подходы к изучению установки; структура и функции социальной установки; изменение социальных установок личности; проблема соотношения аттитюдов и поведения; измерение аттитюдов; — социально-психологические качества личности; перцептивные механизмы социального взаимодействия личности: перцептивная защита, эффект «ожиданий», феноменкогнитивной сложности; — личностные и ситуативные детерминанты социального поведения. |
|
Практические приложения социальной психологии:
— фундаментальные и прикладные исследования; специфика прикладного исследования в социальной психологии; проблема эффективности прикладных исследований; — практическая социальная психология; проблема вмешательства и оказания психологической помощи: профессиональные, личностные, этические и мировоззренческие возможности и ограничения; роли психолога-практика: эксперт, консультант, обучающий; стратегии практической работы социального психолога; — основные направления прикладных исследований и практической работы в социальной психологии: сфера промышленного производства, сфера управления, сфера организационного развития, сфера массовой коммуникации и информационных процессов, сфера рекламы, маркетинга и потребительского поведения, сфера образования, сфера права, сфера науки, сфера семейных отношений и воспитания, сфера политики и отношений с общественностью, сфера общественного сознания, сфера межэтнических отношений, сфера здравоохранения; — особенности прикладных социально-психологических исследований и практической работы социального психолога в условиях социальных изменений. |
|
19.00.06 | Юридическая психология |
Области исследований: | |
Юридическая психология в системе научных отраслей знания. | |
История и методология юридической психологии | |
Юридическая психология в механизме правового регулирования | |
Деонтология юридической психологии | |
Психологические особенности субъектов правовых отношений | |
Психология правосознания | |
Психические расстройства и преступления | |
Мотивация деятельности людей в сфере правоотношений | |
Психологические механизмы совершенствования взаимоотношений в правоохранительной сфере | |
Организационно-психологические аспекты повышения эффективности деятельности правоохранительной системы | |
Социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста | |
Психология профессиональной деятельности органов внутренних дел | |
Психология профессиональной деятельности судебных органов | |
Психология адвокатской деятельности | |
Психология профессиональной деятельности судебных приставов | |
Психология профессиональной деятельности органов прокуратуры | |
Психология управления в правоохранительной деятельности | |
Психологические основы стимулирования труда работников правоохранительной системы | |
Профессионально-психологическая подготовка сотрудников правоохранительной системы | |
Психологические основы юридической акмеологии | |
Психология общения в профессиональной деятельности юриста | |
Криминальная психология | |
Психология личности преступника | |
Психология преступного поведения (психология преступника, преступной группы и организации) | |
Психология виктимного поведения | |
Психологические основы профилактики правонарушений | |
Психология расследования преступлений | |
Методологические основы психологии гражданско-правового судопроизводства | |
Методологические основы психологии уголовного судопроизводства | |
Методологические основы психологии административно-правового регулирования | |
Методологические основы назначения и проведения судебно-психологической и комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы | |
Психология оперативно-розыскной деятельности | |
Психолого-юридические проблемы девиантологии | |
Психология правотворчества | |
Психологические проблемы взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ | |
Проблемы организации и совершенствования деятельности психологической службы в правоохранительных, правоприменительных, правоисполнительных системах | |
Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительной системы | |
Психологическое обеспечение работы с кадрами в правоохранительных органах | |
Пенитенциарная психология | |
Ювенальная психология | |
Психология терроризма | |
Психология толпы и массовых беспорядков | |
Психология переговорного процесса в правоохранительных органах | |
19.00.07 | Педагогическая психология |
Области исследований: | |
Психология обучающегося на разных ступенях образования (дошкольного, школьного, вузовского), его личностное и психологическое развитие | |
Психология образовательной среды | |
Психология учебной деятельности, учения | |
Психологические особенности обучающихся как субъектов учебной деятельности | |
Психология формирования учебных групп и их влияние на продуктивность учебной деятельности обучающихся | |
Психология педагогической деятельности, психологические закономерности, факторы и условия ее становления и развития, профессионально-психологические особенности педагогов (способности, компетентность, стиль). Психология педагогического контроля (педагогическая психодиагностика) | |
Психологические условия эффективности педагогического воздействия | |
Образовательный процесс как единство обучения и воспитания. Психологические закономерности, механизмы, особенности и условия эффективности воспитательного процесса | |
Психологические особенности управления учебно-воспитательным процессом, психолого-педагогические аспекты технологизации и информатизации образовательной среды | |
Методология, теория, история педагогической психологии и ее отдельных направлений | |
Психологические особенности различных типов обучения | |
19.00.10 | Коррекционная психология |
Области исследований: | |
Психологические аспекты дифференцированной диагностики нарушений развития (врожденных и приобретенных) у детей, подростков и взрослых, в контексте задач комплексной коррекционной помощи | |
Проблемы психологической коррекции нарушений когнитивного, речевого, эмоционального, социального, поведенческого функционирования детей, подростков и взрослых с различными отклонениями и нарушениями развития | |
Психологические проблемы социальной адаптации и социализации детей, подростков и взрослых с различными отклонениями и нарушениями развития | |
Психология обучения и профессионально-трудовой подготовки детей, подростков и взрослых с различными отклонениями и нарушениями развития | |
Проблемы психической и социальной депривации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей с отклонениями в развитии | |
Психологические и психолого-педагогические проблемы школьной и семейной дезадаптации детей и подростков ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) | |
Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития | |
Инновационные формы и технологии коррекции и реабилитации детей, подростков и взрослых с различными отклонениями и нарушениями развития | |
Психологическое и психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей и подростков с различными отклонениями и нарушениями развития | |
Психологические аспекты формирования особенностей девиантного и аддиктивного поведения у детей и подростков с различными отклонениями и нарушениями развития | |
19.00.12 | Политическая психология |
Области исследований: | |
Психологические концепции политического поведения. Формы политического участия. Психологические проблемы политической активности | |
Исследование мотивации индивидуального и массового политического поведения | |
Психологические особенности и типы электорального поведения | |
Психологические факторы, влияющие на электоральный выбор | |
Психологический анализ политической культуры и отдельных субкультур | |
Структура и функции политического сознания. Массовые формы политической ментальности | |
Исследование восприятия политических символов и мифов | |
Анализ политических текстов. Психолингвистические, психосемантические методы исследования политического дискурса | |
Структура, динамика и типы политических ориентации, ценностей, установок в разных типах политических систем | |
Закономерности, механизмы и факторы включения личности в политику. Проблема политической социализации и ресоциализации | |
Исследование психологических компонентов идеологий. Психология радикализма и консерватизма. Психология терроризма и насилия | |
Проблема личности в политике | |
Психология политического лидерства. Проблема создания психологического профиля | |
Психобиографический метод анализа личности политика | |
Стилевые особенности поведения политических лидеров | |
Психология демократии и авторитаризма | |
Психологические аспекты исследования политической коммуникации | |
Образы власти в массовом политическом сознании | |
Проблема восприятия политики, политических лидеров и политических ценностей | |
Психологические методы в политическом консультировании | |
Психологическая составляющая имиджа политиков | |
Проблема доверия к власти в обществе. Эмоциональные и поведенческие составляющие | |
Психологические аспекты процесса демократизации | |
Проблема политической идентификации личности и отдельных социальных групп | |
Психология национализма. Этнические стереотипы в политическом процессе | |
Влияние психологических факторов во внешней политике | |
Восприятие политических партнеров и оппонентов. Образ врага в политике | |
Психология молодежных политических объединений | |
19.00.13 | Психология развития, акмеология |
Области исследований: | |
1. Общие направления психологии развития и акмеологии:
1.1. Историко-методологический анализ исследований в области психологии развития. Анализ деятельности выдающихся ученых, научных организаций, разрабатывающих проблемы психологии развития. 1.2. Методологический, историко-научный анализ понятий «развитие», «рост», «изменение», «созревание», «возраст» (биологический, хронологический, социальный, психологический), «норма и аномалия развития», «нормативное и девиантное (непутевое) развитие» ит.п. 1.3. Историко-научный анализ фактов и понятий, характеризующих «детство», «юность», «молодость», «взрослость», «старость» и микровозрастные периоды этих составляющих жизненного цикла. 1.4. Движущие силы и источники психического развития человека на разных ступенях жизненного циклах. 1.5. Закономерности психического развития в онтогенезе Целостность онтогенеза и преемственность стадий развития. Внутрисистемная и межсистемная гетерохрония. Процессы акселерации и ретардации. Сенситивные и критические периоды развития. Возрастные нормативные кризисы развития. Ненормативные кризисы (биографические, профессиональные, травматические). 1.6. Проблема соотношения биологической и социально-исторической обусловленности развития. Проблемы психогенетики развития. 1.7. Факторы социальной среды: условия жизни, культуральные факторы, поведение матери и ближайшего окружения. Роль воспитания, обучения и ведущей деятельности в психическом развитии человека. Активность личности, Я-концепция, общие способности и одаренность как факторы развития личности. Личность как субъект развития. 1.8. Механизмы психического развития. Механизмы психологической защиты и стратегии совладающего поведения, как факторы, помогающие процессу развития. 1.9. Движущие силы, источники развития и пути формирования субъектов деятельности (индивидуальных и групповых). Вопросы соотношения возрастного и функционального развития (в связи с разными деятельностями и на разных возрастных ступенях). 1.10. Развитие возможностей функционирования субъектов (индивидуальных и групповых) за счет усвоения ими общественного опыта, действий, образов, понятий. Профилактика, коррекция и оптимизация развития индивидуальных и групповых субъектов деятельности на основе возможностей научения, обучения, воспитания, специальных формирующих методик («техник», «технологий»). 1.11. Стратегии и методы исследования развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности в той или иной социально значимой области, а также групповых субъектов активности. 1.12. Разработка методов психологического исследования и психодиагностики развития. 1.13. Разработка исследовательских программ и методов психологического сопровождения развития: психологической коррекции, индивидуального, группового, семейного консультирования, развивающих и обучающих программ. |
|
2. Основные проблемы психологии развития:
2.1. Вопросы оснований периодизации психического развития в онтогенезе человека. 2.2. Особенности психического развития человека в пренатальном периоде и младенчестве Кризис новорожденного. Механизмы адаптации новорожденного. Психологическая готовность к материнству. Особенности эмоциональной жизни младенца. Феномен госпитализма. 2.3. Психическое развитие человека в раннем возрасте. Кризис трех лет (причины, проявления, пути разрешения). 2.4. Психическое развитие человека в дошкольном возрасте. Особенности развития Я-концепции, полоролевой идентификации. Условия усвоения дошкольником нравственных норм и особенности формирования нравственных чувств, этических эталонов и самооценки. Формирование готовности к обучению. Кризис семи лет. Семейная депривация и ее влияние на развитие ребенка. 2.5. Психическое развитие человека в младшем школьном возрасте. Рефлексия, анализ, планирование действий как важные новообразования младшего школьного возраста. Развитие личности, особенности Я-концепции, самооценки младшего школьника. Развитие эмоционально-волевых процессов и качеств, особенности усвоения моральных норм, понятий, правил поведения. 2.6. Адаптация ребенка к школе как освоение новой социальной ситуации. Место и значение видов деятельности в психическом развитии (игра, спорт, занятия художественной деятельностью, посильные формы труда и др.). Социальная жизнь младшего школьника. Особенности психического развития при разных вариантах обучения. 2.7. Психическое развитие в подростковом возрасте. Половое созревание и социализация. Формирование личности. 2.8. Развитие познавательных мотивов, процессов познания, отношения к учебным предметам у подростков. Значение внеучебных видов деятельности для психического развития. Личностное и профессиональное самоопределение. 2.9. Значение и роль общественных, культурных условий, общения со сверстниками и старшими в социализации подростка. Индивидуальные и половые различия в особенностях психического развития подростков. Кризис подросткового возраста. 2.10. Психическое развитие человека в юношеском возрасте. Формирование профессиональной направленности и процессы профессионального самоопределения как новообразования возраста юности. Направленность на самовоспитание и самообразование, возрастание способности к саморегуляции. 2.11. Особенности общения и принадлежности к группе в юности. Значение и роль «молодежных субкультур» для психического развития. Любовь и дружба, мечты, идеалы в возрасте юности и их значение для психического развития. Сексуальное поведение и профилактика его нарушений. Причины девиантного, асоциального поведения и пути их предупреждения. Особенности воспитательно-учебной работы с девушками и юношами. 2.12. Молодость (ранняя взрослость) как начальный период взрослости. Направленность на формирование устойчивой структуры жизни. Принятие социальной ответственности, овладение профессией, Вступление в брак, формирование материнской, отцовской позиции. 2.13. Динамика психофизиологических и сенсорно-перцептивных функций взрослого человека. Факторы сохранности психофизиологических функций в период взрослости. Особенности развития аттенционных, мнемических и мыслительных функций. 2.14. Особенности развития личности и проблема становления индивидуальности в период взрослости. Основные задачи разных периодов взрослости. Перестройка ценностно-смысловой сферы. Проблема поиска смысла жизни. Основные направления самоактуализации взрослого. Жизненный путь человека как история субъекта и личности. Типологии жизненного пути. Кризисы периода взрослости. 2.15. Период геронтогенеза. Биологические и социальные критерии и факторы старения. Факторы продолжительности жизни. Динамика развития интеллектуальных функций в поздних возрастах. Роль личности и субъекта деятельности в динамике старения. Коммуникативный потенциал в период старения. Психологический витаукт. Подготовка к постпрофессиональной жизни. Потенциал трудоспособности и долголетие. Направления самоактуализации в позднем возрасте. Качество жизни пожилых людей. 2.16. Кризис позднего возраста и особенности его протекания. Психологическая поддержка пожилых людей. Проблема психологической помощи престарелым и безнадежно больным людям. Культурные традиции отношения к смерти и достойного ухода из жизни. |
|
3. Основные проблемы акмеологии:
3.1. Методологический, историко-научный анализ понятий, обозначающих высшие стадии, качества, уровень развития и его разнообразные характеристики («акме», «зрелость», «компетентность», «профессионализм», «культура»), разные характеристики способа самой изменяющейся, совершенствующейся системы («организация», «регуляция», «конструктивность», «оптимальность», «проектирование» и т.д.), специфику законов акмеологии («алгоритм», «стратегия», «рефлексия» ит.д.), способ использования человеком своих природно-жизненных ресурсов («индивид», «организм», «работоспособность», «трудоспособность», «дееспособность», «цена деятельности», «длительность трудовой жизни», «карьера», «профессиональное долголетие» и т.д.). 3.2. Прослеживание зависимостей между индивидными, личностными и субъектными характеристиками взрослого человека и особенностями его формирования и развития на предшествующих его взрослости этапах, а также воздействия на них его собственного жизнетворчества. Взрослость и зрелость. 3.3. Научное освещение феноменологии акме, определение его сущностных характеристик, разработка теоретико-методологических основ акмеологии, описание ее статуса, места в системе наук, определение и описание количественно-качественных характеристик феномена акме на уровне индивида, субъекта деятельности, личности, индивидуальности, группы, общности. 3.4. Выявление условий и факторов (в широком понимании), способствующих или препятствующих движению к акме и достижению вершин в развитии. 3.5. Личность как субъект акмеологического развития. Саморазвитие и самореализация как компоненты акмеологического развития. Самость как феномен системной целостности «человек». Самость и субъектность. Феномены самости. 3.6. Культура как механизм и интегральный показатель акмеологического развития человека. 3.7. Формирование субъекта деятельности в период «акме». Стадии профессиональной жизни. Кризисы профессионального развития и факторы их преодоления. Динамика становления профессионализма и условия достижения вершин профессионального мастерства. Возможности обучения в зрелых возрастах. 3.8. Проблема разработки и усвоения алгоритмов продуктивного решения профессиональных задач и путей овладения мастерством, профессиональной культурой (в разных профессиях и на разных ступенях взрослости). 3.9. Факторы расцвета творческой активности и профессиональной деятельности. 3.10. Проблема достижения взрослым человеком профессиональных вершин (в разных областях приложения сил). 3.11. Проблема соотношения календарного возраста и наивысших достижений человека в деятельности. 3.12. Вопросы самопознания, саморегуляции, самосозидания человека как профессионала. 3.13. Проблемы создания средств программно-целевого моделирования и прогнозирования профессиональной деятельности. 3.14. Создание диагностических и коррекционных методов, средств (в частности средств компьютеризованных), обеспечивающих оценку и совершенствование готовности индивидуальных, групповых субъектов к профессиональному обучению, профессиональной деятельности, а также обеспечивающих отслеживание процессов профессиональной адаптации и профессионального роста кадров. 3.15. Инвариантные психолого-акмеологические особенности, характеризующие успешных и неуспешных профессионалов. 3.16. Проблемы развивающих методов, стимулирующих самопознание, самокоррекцию профессионалов, их рефлексивную саморегуляцию, самоорганизацию, проявления творчества. 3.17. Вопросы обеспечения интенсификации профессионального самостановления и саморазвития средствами деловых, имитационных, организационно-деятельностных игр (в разных профессиях и на разных ступенях взрослости). 3.18. Проблема средств (в частности компьютеризованных), обеспечивающих раскрытие творческих возможностей, интенсификацию эвристического мышления и других ценных качеств, развитие профессиональной культуры. 3.19. Проблемы изучения и описания различных видов профессиональной деятельности. 3.20. Проблемы выработки стратегий смены профессий, непрерывного профессионального образования, внедрения психологических акмеологических знаний в практику. 3.21. Прослеживание общего, особенного и единичного в достижении малыми и большими общностями своих акме и описание и классификация основных характеристик этих акме. 3.22. Качественное и количественное своеобразие общностей людей, организаций на разных ступенях их развития (прежде всего, в аспекте возникновения благоприятных или противодействующих условий для наивысших социально значимых достижений). 3.23. Теория и практика создания психологических, акмеологических служб, ориентированных на оптимизацию психического развития человека на разных стадиях этого процесса. 3.24. Проблемы и направления, связанные с подготовкой специалистов в области психологии развития, акмеологии. |
Формула специальности 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии»:
Содержанием специальности 19.00.01 – «Общая психология, психология личности, история психологии» является исследование фундаментальных психологических механизмов и закономерностей происхождения, и функционирования психики человека и животных, сознания, самосознания и личности; применение этих закономерностей для решения практических задач диагностики, консультирования, экспертизы, профилактики аномалий личности; исторический и методологический анализ психологических теорий, концепций и воззрений, разработка исследовательской и прикладной методологии, создание методов психологического исследования и практической работы.
Формула специальности 19.00.02 «Психофизиология»:
Содержанием специальности 19.00.02 – «Психофизиология» является физиологические основы психической деятельности и поведения человека.
Формула специальности 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»:
Содержанием специальности 19.00.03 – «Психология труда, инженерная психология, эргономика» в области психологических наук является исследование и разработка (проектирование, развитие, оптимизация) системы «человек (или группа людей) – средство труда (физическое или информационное) – предмет труда (воздействия, управления или пользования) – среда (физическая, информационная, социальная)» и процесса деятельности человека как субъекта – ведущего компонента системы, в различных условиях: внутренних (уровень интенсивности, экстенсивности и экстремальности деятельности) и внешних (экологических, технических, социальных, экономических, культурных). Труд понимается в широком смысле как производство людьми ценностей при взаимодействии с системами природы и культуры (в широком смысле слова), то есть, к сфере труда относятся не только профессиональные виды деятельности.
Объектом исследования и разработки являются психическая сфера (включая, психофизиологические составляющие) человека, как субъекта труда (индивидуального, группового), психологически значимые свойства неодушевленных компонентов эргатической системы в разнообразных условиях среды. При этом среда понимается как более широкая (включающая предметные, социальные, организационные, гигиенические, эстетические составляющие, факторы безопасности труда и подобное) социально и экономически обусловленная система видов труда в обществе.
Формула специальности 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»:
Содержанием специальности 19.00.04 – «Медицинская психология» является:
Формула специальности 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»:
Содержанием специальности 19.00.05 – «Социальная психология» является:
Формула специальности 19.00.03 «Психология труда, инженерная психология, эргономика»:
Содержанием специальности 19.00.06 «Юридическая психология» является разработка проблем, связанных с психологией отношений, складывающихся в правоохранительной, правоприменительной, право исполнительной и законотворческой деятельности, взаимоотношений участников по уголовным, гражданским делам и судопроизводства, а также мотивации, стимулирования и совершенствования деятельности специалистов в области правоохраны и законотворчества, общественных организаций и граждан в обеспечении правопорядка.
Объектом данной специальности являются психологические закономерности и механизмы правовых отношений.
Формула специальности 19.00.06 «Юридическая психология»:
Содержанием специальности 19.00.06 «Юридическая психология» является разработка проблем, связанных с психологией отношений, складывающихся в правоохранительной, правоприменительной, право исполнительной и законотворческой деятельности, взаимоотношений участников по уголовным, гражданским делам и судопроизводства, а также мотивации, стимулирования и совершенствования деятельности специалистов в области правоохраны и законотворчества, общественных организаций и граждан в обеспечении правопорядка.
Объектом данной специальности являются психологические закономерности и механизмы правовых отношений.
Формула специальности 19.00.07 «Педагогическая психология»:
Содержанием специальности 19.00.07 – «Педагогическая психология» является исследование психологических фактов, механизмов, закономерностей учебной деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъектов (обучающихся, группы, класса), самой педагогической деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъектов (педагога, педагогического коллектива), взаимодействия субъектов педагогической и учебной деятельности на различных уровнях и ступенях образовательного процесса; исследование психологического влияния содержания и форм организации образовательного процесса на его результаты, влияния характера и содержания различных видов деятельности, осуществляющейся в условиях образовательной среды, на возникновение и развитие психологических новообразований обучающихся, их личностное развитие на разных ступенях и уровнях образования; исследование развития педагогической психологии в исторической ретроспективе и современном состоянии.
Формула специальности 19.00.10 «Коррекционная психология»:
Содержанием специальности 19.00.10 – «Коррекционная психология» является:
Формула специальности 19.00.12 «Политическая психология»:
Содержанием специальности 19.00.12 – «Политическая психология» являются исследование субъективной стороны политических процессов и институтов, психологические измерения в политической деятельности личности.
Объектом исследования данной специальности являются: политическое поведение, политическое сознание и бессознательные реакции, как рядовых граждан, так и политических лидеров, функционеров политических партий, сторонников движений, групп давления, парламентских фракций и других участников политических процессов.
Формула специальности 19.00.13 «Психология развития, акмеология»:
Содержанием специальности 19.00.13 – «Психология развития, акмеология» в области психологических, педагогических наук является:
Объектом исследования и формирования являются специфически человеческие особенности психической регуляции активности индивидуальных и групповых субъектов в зависимости от закономерного влияния разнообразных факторов на тех или иных стадиях психического развития.
Если в исследовании преобладает констатирующий подход (установление фактов, закономерностей), оно может быть отнесено к психологическим наукам; если выражен нормативно-ценностный, проектировочный, формирующий подход, работа может быть отнесена к наукам педагогическим. Это различение является не строгим и отдается на усмотрение диссертационных советов.